Плохих долгов в «Хоум кредит энд финанс банке» (ХКФ-Банк) стало меньше, чем до начала кризиса: доля кредитов с просрочкой свыше 90 дней по итогам первого полугодия опустилась ниже 10% по сравнению с 12—13% в 2007—2008 гг., отмечает агентство Moodys. «Качество активов оказалось лучше, чем мы ожидали после проведения стресс-тестов в апреле 2009 г.», — говорит аналитик Moodys Максим Богдашкин. На улучшение качества повлияло «кризисное» ужесточение требований к заемщикам, полагает он.
У других банков, работающих в секторе потребкредитования, также есть тенденция к улучшению качества активов, отмечает Богдашкин. У «Русского стандарта» доля неработающих кредитов по итогам первого полугодия составила 3,1% против 5,5% в 2007-м и 3,2% в 2008 г. В портфеле «Ренессанс кредита» доля плохих долгов в первом полугодии 2010 г. составила 11,8% — почти на 1% ниже, чем в докризисном 2008 году, и на 8% ниже, чем в 2009 г. В ОТП Банке также отмечают резкое улучшение качества по коротким кредитам. В частности, по кредитам в торговых сетях доля просрочки снизилась за год на 4% до 12%, говорит президент ОТП Банка Алексей Коровин. При этом банк в скором времени планирует провести списания, что приведет к «значительному снижению» просрочки.
Списания и продажи плохих долгов коллекторам — одна из причин резкого выздоровления ритейловых банков, отмечает аналитик Газпромбанка Юрий Тулинов. К примеру, в 2009 г. ХКФ-банк списал и продал около 13% кредитного портфеля, за шесть месяцев этого года — уже более 6% портфеля. Для сравнения: до кризиса этот показатель составлял 5—10% за год. Аналогичные объемы списывает и «Русский стандарт», говорит Тулинов. «Банки — игроки потребкредитования быстрее очищают свои балансы, — объясняет управляющий партнер Frank Research Group Юрий Грибанов. — Банки предпочитают быстрее избавляться от коротких необеспеченных кредитов в отличие от ипотеки, где есть залог». А благодаря тому, что спрос на потребкредиты восстановился, ритейловые банки замещают плохие долги новой выдачей и сохраняют и даже наращивают портфели. «Рост нашего портфеля показывает, что сегмент потребкредитования — кредиты наличными и pos-кредиты [кредиты в торговых сетях] — восстановился первым», — говорит предправления ХКФ-Банка Иван Свитек. «Спрос на pos-кредиты растет с лета, — подтверждает Грибанов. — Кредитование в торговых сетях — это индикаторный рынок, и он восстанавливается быстрее, потому что люди вначале начинают покупать холодильники и телевизоры, а потом платежеспособный спрос дозревает до более дорогих вещей».
Лучше всех
За девять месяцев с начала года объем рынка pos-кредитов вырос на 16,7% до 126 млрд руб., кредитов наличными — на 10% до 1,9 трлн руб. Для сравнения: рынок ипотеки увеличился на 5% до 1,2 трлн руб., автокредитования — на 4% до 587 млрд руб., подсчитал Грибанов из Frank Research Group.
Наталия БИЯНОВА