Главными проблемами финансового рынка стали отсутствие обратной связи с государством и нескоординированность регуляторов. Судя по дискуссии на Федеральном инвестиционном форуме, перемен не будет.
Федеральный инвестиционный форум отрылся обсуждением макроэкономической проблематики. Тему задал заместитель министра финансов Алексей Саватюгин, сообщив собравшимся, что прогнозная цена нефти на ближайшие три года не позволит поддерживать бездефицитный бюджет. Конечно, то, что прогноз делало правительство, не гарантирует его реализацию. Однако, по мнению Саватюгина, все указывает на то, что госдолг будет расти. Положительным же моментом в этом станет то, что рост долга гарантирует и развитие рынка государственных ценных бумаг. Впрочем, как оказалось, даже это не является безусловным плюсом для инвестбанкиров.
Все быстро кончается
Тему бюджетного дефицита развил зампред Внешэкономбанка, бывший сенатор Сергей Васильев, который отметил, что это единственная болевая точка нашей макроэкономики — «все остальное более или менее в порядке». По его мнению, другие способы борьбы с дефицитом, кроме наращивания госдолга, у России весьма ограничены. «Не факт, что сокращение расходов политически возможно», — пояснил Васильев. Что касается налогов, то, по словам экс-сенатора, их доля в ВВП и так постоянно росла до 2008 года, что сделало невозможным дальнейшее повышение: «мы этот резерв съели».
Брать взаймы у российского государства возможность есть, но делать это нужно осторожно, потому что рост заимствований отразится на их цене. «Чем больше будет долг, тем скептичнее отношение к нему инвесторов, и это может повлиять на стоимость заимствований», — предупредил Сергей Васильев.
«Все очень быстро кончается, — подхватила заместитель председателя правления Сбербанка Белла Златкис. — И маленький долг быстро кончается, и возможность рефинансировать быстро кончается». К тому же, по ее словам, в отличие от США у России очень высоки политические риски. «Стоит у нас чихнуть какому-нибудь даже не самому высокому руководителю, как наш долг перестает быть и торгуемым, и рефинансируемым». — отметила Белла Златкис.
Есть еще такая проблема, как фактор географических предпочтений инвесторов. По словам Беллы Златкис, хотя между Бразилией и Россией нет большой разницы, именно Бразилия сегодня в моде. Что может не позволить российскому Минфину «заимствовать сколько угодно». Эту мысль подтвердил генеральный директор Unicredit Securities Сергей Сидоров, сказавший, что, с точки зрения привлечения капитала, Россия явно выпадает из БРИК.
«Но если наш госдолг вырастет — мы будем совсем не в моде», — добавил черной краски Сергей Васильев. По его словам, для западного аналитика низкий госдолг — чуть ли не единственная положительная характеристика российской финансовой системы. Теперь и от нее придется отказываться.
Впрочем, участники дискуссии признали, что все остальные рецепты пополнения дефицита бюджета еще хуже. По словам главы Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константина Угрюмова, грядущая нехватка денег уже заставила некоторых чиновников выступить с предложением заткнуть дыру в бюджете при помощи накопительной части пенсионной системы. Сергей Васильев разделил озабоченность коллеги, вспомнив, что однажды уже государство поступило подобным образом, через два года после начала пенсионной реформы выведя из нее всех, кто родился ранее 1967 года. По его словам, в этом случае действия чиновников напомнили ему китайцев из анекдота, которые вырывали из земли только что посеянный рис, потому что очень хотели кушать.
Лабиринты приватизации
Вспомнили участники дискуссии и еще один ресурс борьбы с дефицитом — приватизацию. За счет этого источника в ближайшие три года бюджет рассчитывает получить около 1 трлн рублей, хотя, как сказал Алексей Саватюгин, приватизация ценна и сама по себе, даже если бы у нас был профицитный бюджет. Однако здесь проблема оказалась не столько в недостаточности этих средств, сколько в том, что государство не хочет делать процедуру приватизации максимально выгодной для российского рынка. Как сказал председатель правления биржи РТС Роман Горюнов, Министерство экономического развития планирует продавать пакеты акций приватизируемых предприятий через Лондонскую биржу. «Если МЭР разместится в Лондоне, про Международный финансовый центр в Москве можно будет забыть!» — патетически воскликнул Горюнов.
Алексей Саватюгин в ответ попытался напугать собравшихся, сказав, что если приватизация пойдет через российские биржи, то они, быть может, сами рады не будут: ежегодный отток с рынка $10 млрд может привести к недостатку свободных средств для IPO российских частных эмитентов. Эти доводы признал разумными Сергей Сидоров, который согласился, что между частными и государственными IPO может возникнуть конкуренция. Но, по его словам, именно поэтому МЭР начинает задумываться не о рыночных размещениях, а о продажах пактов акций стратегическим инвесторам. Зато отсутствие российских компаний среди организаторов сделок, по его словам, будет непростительной ошибкой. Между тем, пока министерство собирается пользоваться услугами в основном иностранных инвестбанков.
Первым очередь на обслуживание приватизационных сделок занял председатель совета директоров группы компаний «Алор» Анатолий Гавриленко. По его словам, многие российские инвестбанки с удовольствием стали бы соорганизаторами планируемых размещений. Впрочем, Алексей Саватюгин не стал обольщать отечественных банкиров. По его словам, в данном случае Минэкономразвития ведет себя как защитник интересов государства-собственника, не беря на себя функцию ответственного за развитие финансового рынка.
В ответ на это президент ПАРТАД Петр Лансков немедленно сделал вывод о нескоординированности госорганов, указав, что организаторы приватизации не ведают, что делают создатели Международного финансового центра, и наоборот. А Анатолий Гавриленко заметил, что государство — это не только правительство, но и все, включая и финансовый рынок. «Не надо», — отмахнулся Алексей Саватюгин и напомнил ленинское определение государства: аппарат господствующего класса для подавления своих классовых противников. «Так что финансовый рынок — это не государство», — резюмировал замминистра финансов.
Услышать рынок
Тем не менее, серьезные проблемы с координацией между многочисленными ведомствами по вопросу развития финансового рынка Алексей Саватюгин отрицать не стал. По его словам, в России существует несколько не согласованных между собой моделей регулирования разных сегментов рынка, причем для каждого сегмента существует отдельная система норм. В ответ на это Сергей Васильев предложил создать координационный совет, в котором бы участвовали и представители частного сектора.
Вопрос о координационном совете был еще более заострен Петром Лансковым, заявившим о необходимости создания Общественной палаты финансового рынка. По мнению главы ПАРТАД, надзоры за разными сегментами финансового рынка могли бы оставаться и разделенными, но нормотворчество необходимо консолидировать — хотя бы ради создания Международного финансового центра.
Еще решительнее высказался глава РТС Роман Горюнов, который отметил, что любая инновация на рынке требует согласования всех финансовых ведомств. Между тем, по словам Горюнова, «если тема требует согласия 3—4 ведомств, про эту тему можно забыть, потому что договориться никто не может никогда». Именно поэтому уже столько времени бесплодным мечтанием остается присутствие на российских биржах иностранных ценных бумаг и российских депозитарных расписок.
Впрочем, судя по сложившейся практике, устранить межведомственные разногласия не поможет даже глобальная задача создания МФЦ. Тем более что пока все было ровно наоборот. Так, существует Совет по развитию финансового рынка при президенте, при нем — возглавляемая Александром Волошиным рабочая группа по созданию МФЦ, она уже разделилась на множество «проектных подгрупп», которые тоже начали делиться на подразделения более низкого уровня. При этом, как пожаловался глава ГК «Алора» Анатолий Гавриленко, по каким принципам включают людей в эти подгруппы — непонятно, и представители Альфа-банка и Сбербанка в их состав так и не вошли. «На личных встречах Александр Волошин демонстрирует понимание, а как дело доходит до исполнения — ничего непонятно». В итоге Анатолий Гавриленко потребовал, чтобы государство вовлекло в процесс проработки вопросов создания МФЦ руководителей всех существующих на финансовом рынке общественных организаций, и попытался сделать ответственным за это присутствовавшего Алексея Саватюгина. Но замминистра, бывший в зале единственным высокопоставленным чиновником, мягко уклонился от этой миссии.
Константин ФРУМКИН