«Ф.» спросил у брокеров и управляющих, какие новые черты проступили в портрете их типичного клиента — частного инвестора. Одной из таковых оказалось резкое падение интереса к долгосрочным вложениям.
В предкризисные годы довольно много говорилось о том, что российскому фондовому рынку недостает внутреннего инвестиционного спроса, который сглаживал бы колебания котировок в периоды оттока спекулятивного иностранного капитала. И что сбережения простых граждан, поступающие на биржи напрямую (через индивидуальные брокерские счета) и опосредованно (через коллективные формы инвестиций), во многом решили бы проблему. Предпосылки для достижения этой цели имелись. Индексы были окрашены в зеленый цвет, некоторые акции выстреливали на сотни процентов в год, чиновники пропагандировали народные IPO. Внимание населения к ценным бумагам только росло.
Социсследование, проведенное по заказу ММВБ в 2006 году, показывало, что инвестиционно активные граждане интересовались именно долгосрочными покупками акций, а не спекуляциями. В начале 2007-го «Ф.» спрашивал у представителей брокерских домов, каков инвестиционный горизонт их среднестатистического клиента. Собеседники отвечали в один голос: как правило, от нескольких месяцев до нескольких лет.
Фьючерсы и эмоции
Кризис поменял представление масс о фондовом рынке. Склонность к долгосрочным инвестициям снизилась, зато укоренилось стремление заработать здесь, сейчас и побольше. В «Брокеркредитсервисе» в первом полугодии лишь 24% клиентов при открытии счета указывали, что готовы инвестировать в ценные бумаги на срок от года. Неизвестно, как в действительности строилась их дальнейшая торговля и не поменялись ли первоначальные планы. «Доля долгосрочных инвесторов настолько мала, что сложно назвать их процент в нашей клиентской базе», — замечает, в свою очередь, заместитель гендиректора «Атона» Виктория Денисова, напоминая о старой поговорке, что инвестор — это неудачливый спекулянт.
Каковы основные социальные характеристики клиентов брокерских компаний? В «Атоне», например, 75% счетов открыто мужчинами, возраст которых чаще всего лежит в диапазоне 30—45 лет, образование — высшее. Размеры счетов сильно варьируются, поэтому среднее значение в 600 тыс. рублей не является показательным с точки зрения типичного инвестора. Отличаются черты игроков, отдающих предпочтение срочным инструментам и акциям. Первые более рисковые, хотят получать доходность значительно выше индексной. «Клиент с большими деньгами на срочном рынке, как правило, уже прошел этап работы на споте. Иначе он быстро превращается в клиента с небольшими деньгами», — иронично замечает Виктория Денисова.
По наблюдению руководителя направления по работе на срочных рынках «Брокеркредитсервиса» Александра Дуброва, деривативами предпочитают спекулировать молодые, активные по жизни люди, достаточно эмоциональные и готовые уделять биржевой торговле много времени. Начав с фьючерсов, некоторые из них со временем дополняют свои стратегии опционами — если, конечно, удерживаются на рынке.
Вычеркнуть из списка
Количество счетов частных лиц на ММВБ достигло почти 700 тыс., увеличившись с начала года на 4%. Но подавляющее большинство из них не подает признаков жизни. В октябре сделки регистрировались лишь по 15% счетов.
Многие клиенты, попытав счастья на бирже, разочаровываются и прекращают торговлю. Некоторые становятся стратегическими инвесторами, в том числе невольными — если надолго «застревают» в бумагах, не желая закрывать убыточные позиции с потерями. Постоянную активность сохраняют не более 10—20% игроков, причем у всех фондовых посредников их доля в клиентской базе примерно одинакова, отмечает управляющий директор ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Сергей Давыдкин. По его оценке, порядка половины неактивных счетов на ММВБ — это счета с нулевыми или символическими остатками.
Иными словами, статистический мусор. У банков, инвесткомпаний и их бывших клиентов просто не доходят руки, чтобы закрыть такие счета. К тому же, могут ухудшиться позиции брокера в биржевом рейтинге по количеству клиентов. В этом году лишь Сбербанк активно проводил расчистку своих завалов. Номинальное число его «брокерских» клиентов уменьшилось с апреля по ноябрь на 40 тыс. — 20%! И, надо полагать, это не предел.
Класс биржевых спекулянтов зарождался в 2004—2008 годах. По словам Сергея Давыдкина, активное заключение сделок продолжают, прежде всего, люди, пришедшие на рынок еще в тот период. Те, кто уцелел во время кризисной турбулентности, смогли изменить модели поведения, стали изучать новые способы и технологии торговли. А вот приток новых игроков не так значителен, констатирует собеседник «Ф.».
Любопытно, что в течение 2009 года многие частные инвесторы не верили в продолжение рыночного роста, несмотря на то что он происходил. Едва же они начали проявлять большую торговую активность, как начался боковик. «Возможностей для заработка стало меньше, поэтому клиенты теперь стараются подобрать оптимальный тарифный план, использовать новые платформы, стремятся к увеличению скорости», — отмечает Сергей Давыдкин.
Пайщики сделали выводы
У среднестатистического клиента управляющих компаний изменились инвестиционные предпочтения. По словам гендиректора УК «Альфа-капитал» Ирины Кривошеевой, после кризиса пайщики стали консервативнее и осторожнее, они проявляют наибольший интерес к фондам облигаций и смешанных инвестиций, а не акций. «Если посмотреть на наших клиентов, то в этом году наиболее популярным продуктом действительно был ПИФ облигаций, однако начиная с октября доля фондов акций стала увеличиваться», — видит первые признаки смены тенденции Юлия Данилина из УК «ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс».
По понятным причинам среди покупателей паев появляется сравнительно мало новых имен. Новичков трудно заманивать в фонды, пока еще свежи воспоминания об обвале рынка и скандалах, связанных с действиями некоторых управляющих, а долгосрочные доходности ПИФов не слишком высоки. В то же время некоторые «старые» пайщики докупают паи, усредняя стоимость своих портфелей, — и это одна из причин роста среднего размера инвестиций в фонды. Например, в «Альфа-капитале» с начала кризиса показатель увеличился с 250 тыс. до 400 тыс. рублей.
Олег МАЛЬЦЕВ
Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.