Номос-Банк, который до сих пор специализировался на корпоративном бизнесе, активизирует розничное кредитование. Первым шагом реализации новой стратегии стало предложение потребительского кредита для заемщиков-физлиц «с улицы». По мнению участников рынка, акционеры банка, одним из которых является PPF Group, выводят Номос-Банк на розничный рынок
Вчера Номос-Банк объявил о запуске новой линейки потребительских кредитов. Один из кредитов предназначен для заемщиков-физлиц «с улицы», которых с начала кризиса Номос-Банк не кредитовал. «В кризисный период мы пересмотрели свою розничную стратегию: «на улицу» в первую очередь были ориентированы депозитные продукты, а кредитные программы были ориентированы в основном на сотрудников компаний, являющихся клиентами и партнерами банка,— отмечают в банке.— Запуск новой линейки кредитов — часть новой стратегии развития Номос-Банка, о которой мы планируем объявить в ближайшее время».
Согласно рейтингу журнала «Коммерсантъ-Деньги» на 1 октября, Номос-Банк занимает 15-е место по сумме чистых активов (283 млрд руб.) и 11-е место по размеру капитала (52 млрд руб.). Банк контролируется акционерами группы ИСТ (51,19%), 18,87% голосующих акций банка принадлежат Роману Корбочке, 1,7% — Назарету Терзиану, 28,24% принадлежит чешской PPF Group, в числе банковских активов которой также 100% ХКФ-банка и около 10% Ханты-Мансийского банка. Основной специализацией Номос-Банка является корпоративный бизнес, на корпоративные кредиты приходится около 90% кредитного портфеля банка.
По словам участников рынка, выход Номос-Банка на массовый розничный рынок — явление вполне ожидаемое. Еще летом Номос-Банк собирал команду для развития этого сегмента, напоминает руководитель розничных продаж Промсвязьбанка Егор Шкерин. В сентябре розничное направление Номос-Банка возглавил выходец из лидера на рынке потребительского кредитования ХКФ-банка Игор Пржеровски. По мнению господина Шкерина, выход в розничный сегмент Номос-Банка, скорее всего, связан со стремлением повысить доходность его бизнеса. Розничный сегмент традиционно отличается более быстрым ростом и большей доходностью, чем корпоративный, соглашается аналитик «ВТБ Капитала» Михаил Шлемов. «В среднем сегодня процентная маржа у банков составляет около 3,5%,— отмечает гендиректор ЦЭА «Интерфакс» Михаил Матовников.— Однако у чисто корпоративных и розничных банков она отличается примерно в три раза, у розничных банков она составляет 7—8%». «Мы считаем, что наша новая стратегия в части розничного бизнеса в сочетании с имеющейся инфраструктурой позволит достичь успеха»,— пояснили в пресс-службе Номос-Банка. Сеть Номос-Банка насчитывает около 150 отделений и более 1 тыс. банкоматов.
Однако эксперты не исключают и того, что выход Номос-Банка на массовый розничный рынок связан с возможными планами PPF Group по продаже розничного ХКФ-банка. «В последнее время неоднократно обнародовалась информация о том, что госбанки Сбербанк и ВТБ ведут переговоры о приобретении ХКФ-банка,— указывает аналитик ФК «Уралсиб» Леонид Слипченко.— Поскольку сейчас весь розничный банковский бизнес PPF Group в России сосредоточен в ХКФ-банке, логично было бы в случае его продажи активизировать это направление в Номос-Банке». Впрочем, в самой PPF Group утверждают, что Номос-Банк и ХКФ-банк развиваются независимо друг от друга. «Мы считаем, что Номос-Банк, как универсальный банк, сможет развиваться более активно благодаря взаимодействию корпоративного и розничного блоков,— сообщил директор по коммуникациям PPF Group Милан Томанек.— Что касается ХКФ-банка, то в настоящее время мы не видим причин для его продажи, поскольку он для нас является прибыльным и значимым активом в России».
Ксения ДЕМЕНТЬЕВА, Дарья ЮРИЩЕВА