Российские банки в 2011 году увеличат кредитный портфель на 20—25 процентов и заработают столько же, сколько в 2010 году — примерно 0,5 триллиона рублей прибыли, ожидает ЦБР. Банкиры отвечают регулятору «плачом Ярославны», жалуясь на снижение доходов и господство госбанков.
«Общий корпоративный портфель в 2011 году может вырасти
ЦБ сохраняет прогноз по кредитам на этот год на уровне 10—15 процентов, добавил он.
По словам Симановского, за 10 месяцев 2010 года кредитный портфель компаниям вырос на 9,2 процента, физлицам — на 10,2 процента. Активы выросли на 8,4 процента, капитал снизился на 0,2 процента.
ЦБ ждет, что прибыль банков в 2011 году будет примерно на уровне текущего:
«Думаю, на уровне 2010 года — 0,5 триллиона рублей где-то, может быть…. Тяжелее придется зарабатывать, но они же хотят банковский бизнес продолжать».
Плач банкиров
Глава Райффазенбанка Павел Гурин говорит, что радоваться докризисному уровню прибыли, которую банки получат в этом году, рано: она носит разовый характер и сформирована в основном за счет меньших отчислений в резервы под возможные потери по кредитам, их роспуском и заработком на ценных бумагах.
«В следующем году мы столкнемся с проблемой — рынок кредитования не будет расти теми темпами, к которым мы привыкли… вряд ли в следующем году рост будет больше 10—15 процентов», — говорит он.
При этом банкам предстоит работать в условиях избыточной ликвидности и жесткой конкуренции за клиента, что приведет к более быстрому снижению маржи.
«Идет гонка за объем любой ценой… не зарабатываем уже, но растем», — сказал Гурин.
Рынок ценных бумаг, по его словам, тоже вряд ли поможет банкам нарастить прибыль в следующем году:
«Может быть произойдет обратное движение, обратный результат».
Глава ОТП-банка Алексей Коровин считает, что банки «подошли к крайней точки трезвости».
«Доходы будут только падать, клиент становиться более капризным, а риски будут расти… но это шанс для банков выстроить «правильный» бизнес», — говорит он.
«Все будут живы, кто этого заслуживает», — резюмировал Симановский.
Беспокоит частные банки и доминирующее положение госбанков, получающих поддержку государства.
Симановский объяснил, что эти отношения построены на семейных ценностях.
«У любой матери есть материнский инстинкт…мать, а государство — это солидная мать — никогда не допустит, чтобы дочери, которые представляют ее, чувствовали себя на фоне прочих девочек не очень хорошо», — сказал он.
Капиталом по риску
Глава департамента Банка России прокомментировал планирующееся ужесточение требований к капиталу и резервам банков, которые предпочитают инвестировать в инструменты с повышенным уровнем риска.
«Банкам придется решать — либо подушку капитала иметь, либо не проводить операции, которые требуют повышения его уровня», — сказал Симановский журналистам.
По его словам, новые требования ЦБ к расчету капитала с учетом проводимых банками высокорисковых операций могут снизить уровень достаточности капитала по системе в целом менее чем на 1 процентный пункт, но по отдельным банкам снижение может быть существенным.
ЦБ в своих расчетах исходил из того, что те банки, которые сейчас проводят более рисковые операции, «будут продолжать делать это».
Уровень достаточности капитала по банковской системе в настоящее время — около 18 процентов.
Финансовый директор МДМ-банка Вадим Сорокин считает, что новые требования чреваты для банков повышением стоимости капитала, которая в конечном итоге будет перекладываться на заемщиков.
«Будут другие ожидания и по доходности на капитал… его (планируемого уровня) достичь будет сложнее», — говорит он.
«Банки должны будут пересмотреть свои операции, определить, насколько они доходны, чтобы тратить на них капитал, и хватит ли у них капитала на это», — согласен Гурин.
Оксана КОБЗЕВА