Первый зампред ЦБ России Алексей Улюкаев сообщил, что часть международных резервов страны номинирована в канадских долларах. Пока доля новой валюты несущественна, но в дальнейшем структура резервов может измениться.
Центробанк России разместил часть своих резервов в канадских долларах. Об этом сообщил первый заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев.
«Недавно мы начали инвестиции в активы, номинированные в канадских долларах, — сообщил чиновник в интервью агентству Bloomberg. — Пока объемы небольшие, но, возможно, есть потенциал для увеличения наших вложений».
Сейчас 47% валютных резервов России выражены в долларах США, 41% — в евро, 10% — в британских фунтах и 2% — в японских йенах. По словам Алексея Улюкаева, доля канадского доллара в настоящее время настолько мала, что не влияет на это соотношение. «В течение ближайших нескольких месяцев мы, возможно, сможем говорить о более существенных объемах, которые изменят структуру резервов», — добавил первый зампред.
Включив новую валюту в структуру своих резервов, Россия пытается диверсифицировать их. Одновременно с этим страна поддерживает использование региональных валют в международной торговле и финансах для того, чтобы снизить риски, вызванные доминированием американского доллара.
Центробанк России уже снизил долю долларов в своих резервах с 50% в 2006 году. По сообщению пресс-службы ЦБ, на 19 ноября текущего года резервы РФ составили 489,3 млрд долларов.
Несмотря на диверсификацию резервов и снижение доли американского доллара в резервах страны, Алексей Улюкаев считает, что доллар США останется ведущей резервной валютой мира, даже если у него появятся конкуренты.
Чиновник также сообщил о том, что Центробанк рассматривает австралийский доллар в качестве валюты для размещения международных резервов России, так как деньги этой страны обеспечены промышленным производством. Рост австралийской валюты к доллару США составил в этом году 9,6%, отмечает Bloomberg.
По словам Улюкаева, сейчас в мире наблюдается конкуренция за роль глобальной и региональных валют, и она будет усиливаться. «Рубль уже стал резервной региональной валютой для стран бывшего СССР», — констатировал первый зампред ЦБ РФ, указав на рост объемов расчетов в рублях и увеличение объемов евробондов, выпущенных в российской валюте.
Относительно китайского юаня Алексей Улюкаев высказался отдельно. По словам чиновника, юань сразу превратится в мировую резервную валюту, как только станет полностью конвертируемым. В настоящее время валюта Китая торгуется в коридоре 0,5% в ту или иную сторону от курса, привязанного к доллару США, который ежедневно устанавливает Центробанк.
Эксперты считают, что действия ЦБ России нужно рассматривать в долгосрочной перспективе. «В ближайшие 3—5 лет экономика США сможет еще расти, однако если рассматривать период лет в 20, то, скорее всего, ее роль в мире будет снижаться. А если будет снижаться значение экономики, то и доллар утратит позиции резервной валюты № 1», — говорит главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
По его словам, валюты Канады и Австралии в целом подходят для роли резервной, так как экономики этих стран по сравнению с США лучше сбалансированы с точки зрения производства, обеспечены природными ресурсами и меньше закредитованы.
«Существует одна проблема — много канадских долларов не купишь, это вызовет резкий скачок курсов. Но если смотреть в долгосрочной перспективе, то, ежегодно закупая какую-либо валюту в размере 1% от резервов России и менее, за 20 лет долю американской валюты можно снизить», — считает Александр Осин, высказывая мнение, что роль региональных резервных валют в мировой экономике будет только возрастать.
Вкладываться в юань в условиях его привязки к доллару эксперт не видит смысла, так как это то же самое, что покупать валюту США.
Константин КОБЯКОВ