Чтобы банкротств банков было меньше, у ЦБ должна быть возможность определять аффилированность заемщиков и банков по своему усмотрению, а вывод средств из банка должен стать уголовно наказуемым, заявил председатель Центробанка Сергей Игнатьев.
Если собственник и менеджмент банка решили вывести деньги из банка или украсть деньги кредиторов, то они это сделают, и ни один надзорный орган не может это предотвратить. Это делается быстро и элементарно«— так председатель ЦБ Сергей Игнатьев ответил на упреки депутатов в адрес его и руководителя Московского теруправления ЦБ Константина Шора за ситуацию с Межпромбанком. В 2004 г. все средства банка были обменяны на векселя за одну ночь, напомнил Игнатьев: «Угроза уголовного наказания [за вывод средств] должна стать реальной».
Другой бич банков — кредитование связанных заемщиков. Именно оно подкосило Связь-банк, «Глобэкс», ВЕФК, Межпромбанк и др., сказал Игнатьев. Формально, объяснил он, заемщики не были связаны ни с банком, ни с собственником, ни друг с другом, однако по факту значительная часть кредитного портфеля была сосредоточена на бизнесе тех лиц, которые владели банком. Игнатьев просит депутатов поправить закон о ЦБ, разрешив ему «толковать связанность гораздо более широко, чем записано», перечислив там ряд критериев и формальных признаков связанности. Председатель ЦБ попросил Госдуму предоставить комитету по банковскому надзору ЦБ право выносить мотивированное суждение относительно связанности сторон. «Вы скажете, что взятки сразу будут носить, — заметил Игнатьев. — Но я не думаю». Сейчас ЦБ, по его словам, начал собирать информацию о связанных сторонах и заемщиках не только на основе формальных сведений, но и всеми возможными способами, принимая к сведению в том числе и газетные публикации. Если такой анализ покажет, что риск от связанных заемщиков превышает нормативы ЦБ — четверть капитала банка, с банкирами будут разъяснительные беседы, предупредил Игнатьев.
«ЦБ необходимо предоставить возможность мотивированного суждения о бенефициарах банка и связанных сторонах, в противном случае ЦБ будет сталкиваться с проблемами при передаче дел по выводу активов в суд», — говорит экс-председатель ЦБ, член совета директоров «ВТБ капитала» Сергей Дубинин.
«Наделять ЦБ подобным правом очень опасно, — возражает председатель комитета по финансовым рынкам Госдумы Владислав Резник. — Дальше может возникнуть вопрос передачи такого права и налоговой службе, и другим регуляторам». Есть ответственность за вывод средств, напоминает Резник, ее просто надо применять.
«Есть стандартные правила антимонопольного законодательства, и лучше бы ЦБ на них остановился, потому что все остальное будет иметь сугубо индивидуальный характер, который позволит трактовать их так, как захочется регулятору, а предотвратить ничего не удастся. И случай с Межпромбанком это в очередной раз доказывает», — говорит предправления и совладелец банка «Вест» Валерий Серлин, отсудивший у ЦБ лицензию после ее отзыва.
Под колпаком
«Ежедневно мы мониторим 66 банков, 30 из них находятся в состоянии особого контроля, там риски высокие, они разные», — сказал Шор. В абсолютном большинстве случаев банки проблемы решают, уверяет Игнатьев.
Наиля АСКЕР-ЗАДЕ