Из всех выявляемых фальшивых банкнот банки обнаруживают только половину, указывает ЦБ. Регулятор со следующего года начнет проверять, насколько банки технически готовы бороться с фальшивомонетничеством. Банкиры, опрошенные «Ъ», проверок не боятся, утверждая, что у них с техникой все в порядке, а большой объем фальшивок списывают на человеческий фактор.
Банк России в следующем году начнет активные проверки оснащенности банков техникой для определения подлинности банкнот, рассказал первый зампред ЦБ Георгий Лунтовский на конференции «Наличное денежное обращение». В настоящее время банки выявляют лишь 50% поддельных банкнот, остальное приходится на ЦБ. «Это говорит о том, что кредитные организации недостаточное внимание уделяют оснащению, поскольку мы выявляем подделки уже после обработки денежной наличности кредитными организациями»,— цитируют господина Лунтовского «РИА Новости».
По данным ЦБ, за январь-сентябрь 2010 года было выявлено 99,5 тыс. поддельных денежных знаков Банка России. Это на 11% меньше, чем за тот же период прошлого года, когда было выявлено 112 тыс. фальшивок.
Два года назад регулятор ужесточил требования к технике по выявлению фальшивых банкнот. В конце 2008 года ЦБ выпустил указание, согласно которому не менее четырех из машиночитаемых признаков подлинности банкнот при обработке денежной наличности в банках подлежат проверке. До сих пор ЦБ не проверял, как банки выполняют это указание, предоставляя банкам время для переоборудования своих офисов.
По результатам проверок нарушителям требований могут грозить в основном предупредительные санкции. «Все требования к помещению подразделений банка, в том числе к технике, прописаны в нормативных актах ЦБ,— говорит вице-президент, начальник юридического управления Новиком-банка Дмитрий Исаев.— Нарушение нормативных актов Банка России предполагает проведение регулятором предупредительных мер воздействия, в том числе предписаний, ограничений по операциям банка, а в крайних случаях возможен и отзыв лицензии».
В банках уверены, что проверки ЦБ не выявят серьезных нарушений. «У всех серьезных участников банковского рынка есть необходимая техника, нарушения могут быть только у мелких игроков»,— считает главный бухгалтер Нордеа-банка Татьяна Шарова. «Требования по оборудованию кассового узла достаточно детализированы, в том числе по наличию техники по проверке качества банкнот, поэтому нарушения, вероятно, связаны не с технической стороной вопроса»,— считает член правления банка «БЦК Москва» Николай Полунин. «Значительная доля фальшивок, не выявляемых банками, говорит либо о том, что уровень качества подделок оказывается выше, чем могут выявить технические средства, либо о недобросовестности сотрудников банка, которые осуществляют прием наличных»,— считает банкир.
Дарья ЮРИЩЕВА