Первый зампред Банка России Алексей Улюкаев заявил вчера, что оттока иностранного капитала из РФ до конца 2010 года больше не будет — он ограничится к декабрю 2010 года «цифрой, близкой к $20 млрд», при достигнутом на октябрь 2010 года оттоке в $21 млрд. Если еще в прошлую среду глава ЦБ Сергей Игнатьев подозревал в увеличении оттока российские компании, массивно инвестирующие за границу, то господин Улюкаев уверен: компании накапливали «короткие иностранные активы» для пиковых выплат по внешнему долгу в конце 2010 года, а долгосрочные валютные вложения нужны им, чтобы «диверсифицировать риски».
Часть своей вчерашней речи на Российском экономическом и финансовом форуме в Германии первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев посвятил объяснению причин ускорения чистого оттока капитала из России в октябре 2010 года. Отток в октябре составил $5 млрд — это треть того, что утекло за предыдущие девять месяцев 2010 года. Напомним, выступая в прошедшую среду в Госдуме, председатель ЦБ Сергей Игнатьев предположил: «Похоже на то, что нефинансовые организации в последние два месяца заметно увеличили свои иностранные активы… Пока у меня полной информации (об иностранных активах нефинансовых компаний.— «Ъ») нет. Меня это тоже беспокоит» (см. «Ъ» от 24 ноября). Судя по всему, недостающую информацию в ЦБ за прошедшую неделю получили и успели сделать выводы. Их вчера в Германии и обнародовал Алексей Улюкаев.
«Анализ показывает, что это (ускорившийся отток капитала.— «Ъ») не означает оттока капитала из российских активов (падения фондового рынка не происходит), а означает вхождение в иностранные активы. В короткие иностранные активы — это накопление средств для погашения внешнего долга, в длинные иностранные активы — это диверсификация риска крупных российских нефинансовых компаний, в балансах которых вложения в эти активы начинают увеличиваться»,— пояснил первый зампред ЦБ. Иными словами, в ЦБ считают, что, с одной стороны, компании наращивали иностранные активы для того, чтобы расплатиться по внешнему долгу, пик выплат по которому приходится на ноябрь-декабрь 2010 года. С другой стороны, регулятор признает, что российский бизнес активно наращивает инвестиции за границу, считая внутренние вложения более рискованными.
Господина Улюкаева, в отличие от Сергея Игнатьева, факт роста инвестиций российских компаний за границу не слишком беспокоит. «Получается, что отток связан не с той составляющей, по поводу которой мы всегда испытывали дискомфорт,— это carry trade. Прежде эта составляющая была очень высока, теперь она сжалась, поэтому ситуация не требует принятия каких-либо специальных мер»,— считает первый зампред ЦБ. В доказательство он привел следующее наблюдение: в банковском секторе «в течение нескольких месяцев подряд» сохраняется устойчивое положительное сальдо чистых иностранных активов в $10—15 млрд. Регулировать отток капитала в нефинансовом секторе ЦБ не намерен и объясняет его, как и ослабление рубля, исключительно фундаментальными факторами, очевидно, связанными с неблагоприятным внутренним инвестклиматом. «Если мы видели последние несколько месяцев снижение курса рубля, это никоим образом не связано с сознательной политикой, в том числе с политикой дестимулирования притока капитала или политикой стимулирования конкурентоспособности экспортеров»,— подчеркнул первый зампред ЦБ.
По поводу причин ускорения чистого оттока в ЦБ наступила ясность, но Алексей Улюкаев вчера высказал следующую загадку Банка России. «По оттоку капитала официальный прогноз сейчас $22 млрд. Фактически, думаю, получим меньше. В любом случае эта цифра, близкая к $20 млрд»,— считает он. Напомним, с учетом октября отток уже составил $21 млрд. Первый зампред ЦБ уточнил, что валютные активы осуществления пиковых выплат по внешнему долгу в четвертом квартале на отток уже не увеличат, так как «были накоплены заранее в предыдущем квартале». Но это вряд ли объясняет тот факт, что, по словам самого же господина Улюкаева, в ноябре 2010 года ЦБ продал на валютном рынке $5 млрд. «Так как сальдо текущих операций в ноябре не могло оказаться отрицательным, исходя из продаж ЦБ, отток капитала в ноябре будет выше, чем в октябре»,— убежден Олег Солнцев из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Напомним, что за неделю с 12 по 19 ноября 2010 года международные резервы ЦБ потеряли $6,4 млрд. По мнению Анны Задорновой из Goldman Sachs, чистый «отток капитала остается основным фактором сокращения резервов», и за неделю с 12 до 19 ноября он заметно ускорился, составив $3,9 млрд. Спасти прогноз ЦБ сможет лишь приток по капитальному счету в РФ средств с последней недели ноября по декабрь на уровне $7—9 млрд или продажа резидентами валюты на сравнимую сумму.
Алексей ШАПОВАЛОВ