Кризис заставил богатых людей задуматься о том, в каком состоянии находятся их дела. Многих ждало неприятное открытие: они поняли, насколько уязвимы их личные и бизнес-активы.
Все эти вопросы решаются за счет грамотного выстраивания многоуровневой структуры, венцом которой является траст или фонд. На Западе такие инструменты юридического структурирования капитала используются уже много лет и давно доказали свою эффективность. Известны они и в России. Но их специфика (в частности, утрата прав собственности на имущество, переданное в траст или фонд) для многих обеспеченных россиян оставалась до последнего времени непреодолимым психологическим барьером.
Для начала вкратце напомним, что такое траст и фонд. Это инструмент, основанный на англосаксонском праве, по сути, представляющий собой договор между учредителем и трастовым управляющим — лицензированной компанией. Семейный фонд (foundation) — юридическое лицо, созданное на основе континентального права. В нем руководящим органом является Совет. Создавая траст или фонд, владелец капитала — учредитель передает туда принадлежащие ему активы, отказываясь от права собственности на них. В дальнейшем управлением имуществом в его интересах занимается управляющий трастом или Совет фонда. Возможность определиться с кругом наследников — еще одно преимущество сложных механизмов владения капиталом. В трасте и фонде вопросы наследования прописаны однозначно и не подлежат иной трактовке. Только учредитель вправе решать, кто, что и в каком объеме получит после его смерти. В документах траста и фонда есть также возможность прописать механизмы, препятствующие необдуманным тратам. Отдельно стоит отметить возможности оптимизации налогового бремени, которые предоставляет грамотно выстроенная юридическая структура владения активами.
Как показывает практика, россиянам ближе второй механизм — фонд. Во-первых, это юридическое лицо, что более понятно и привычно для нашего восприятия. Во-вторых, при желании учредитель или его доверенное лицо могут входить в Совет фонда, контролируя процесс управления активами.
Рассмотрим пример, иллюстрирующий, какие еще вопросы решает траст или фонд. Традиционная проблема, с которой сталкиваются богатые люди, — сложность полноценного контроля активов. Поэтому, когда клиенты обращаются к нам с целью юридически структурировать активы, я им предлагаю для начала нарисовать подробную картину капитала, расписав, какая у них есть собственность и активы, где и на кого все это оформлено. Увидев завершенную картину капитала, многие клиенты порой испытывают шок от осознания, что некоторая часть капитала по различным причинам оформлена юридически неправильно и может быть утрачена.
Траст и фонд — механизмы, эффективность которых основана на парадоксах: чтобы защитить свое имущество, владелец должен от него отказаться; чем меньше он оставляет для себя рычагов, позволяющих влиять на управление активами, тем лучше они будут защищены. Переступив через свой страх и передав права на имущество трасту или фонду, очень многие наши клиенты испытывают невероятное облегчение. Они спокойны за свое будущее и будущее своей семьи: официально не принадлежащие им активы продолжают работать в их интересах.
Олег ФУРСОВ
Автор — руководитель Дирекции по управлению семейным Капиталом «Уралсиб | Банк 121»