Согласно независимой оценке, финансовый бизнес Почты России стоит порядка 100 млрд рублей. Это значит, что при создании Почтового банка частным партнерам придется тоже увеличить ставки.
Создание российского Почтового банка остается одной из ключевых экономических тем, и это неудивительно. Ведь создаваемая структура сразу войдет в число ведущих отечественных банков, а по масштабам сети вообще станет крупнейшей,опередив Сбербанк с его 20 тыс. отделений.
Основная интрига последнего времени была связана с выбором частного банка-партнера (со стороны государства в проекте участвуют Внешэкономбанк и Почта России). Претендентов на эту роль на сегодня осталось два: Номос-Банк и «Русский стандарт». Но окончательное решение до сих пор не принято.
Участники проекта объясняют перенос сроков необходимостью детальной проработки проекта. Одним из поводов к этому стала озвученная недавно оценка финансового бизнеса Почты России. Дело в том, что с самого начала стоял вопрос о том, каким образом Почта сможет участвовать в создании банка. Одно из предложений — передача Почтой своего финансового бизнеса в создаваемую структуру. При этом необходима была профессиональная оценка этого бизнеса. И вот в ноябре такая оценка была получена: по расчетам аудиторской компании KPMG, диапазон составляет от 91 до 108 млрд рублей, в том числе 80—96 млрд рублей стоит бизнес по осуществлению денежных переводов и приему платежей. Бизнес, относящийся к прочим финансовым услугам федерального почтового оператора, оценивается порядка 11—12 млрд рублей.
Озвученная цифра может сильно изменить планы других участников проекта. Ранее глава ВЭБа Владимир Дмитриев в качестве взноса банка-партнера приводил цифру в $200 млн (6,2 млрд рублей). Но при уставном капитале почтового банка, скажем, в 100 млрд рублей доля Почты России будет существенно превышать доли других участников. Поэтому почтовое предприятие рассчитывает на справедливую компенсацию.
Представленные Номос-Банком и «Русским стандартом» схемы и предлагаемый объем компенсации выпадающих доходов Почты России не предусматривают положительных финансовых результатов от участия в проекте в первые годы работы. При этом Почта России неоднократно заявляла о планах активно развивать свой доходный финансовый бизнес, который обеспечивает перекрестное субсидирование нерентабельных, но социально значимых услуг, поэтому почтовое предприятие вряд ли устроят предлагаемые банками модели. Впрочем, предложения партнеров строились, исходя из других параметров (стоимость всего проекта оценивалась в $3 млрд), и, очевидно, потребуют корректировки.
Вхождение Почты в капитал Почтового банка увязывается с вопросом изменения правового статуса предприятия как необходимого условия для участия в проекте. Процесс акционирования Почты России, столь необходимый, но небыстрый и связанный прежде всего с разработкой новых законов и масштабной инвентаризацией имущества предприятия, может затянуться на период до двух лет.
Впрочем, юристы нашли выход из этой ситуации: они предложили схему образования Почтового банка с участием Почты с внесением в уставный капитал почтового финансового бизнеса через дочернее акционерное общество. Согласно предложенной схеме в АО № 1, создаваемое Почтой России, передаются его финансовые услуги, а в АО № 2—100% акций общества № 1. Уже в статусе «внучки» АО № 1 получает банковскую лицензию и сливается со Связь-Банком, образуя Почтовый банк. Предлагаемая схема позволяет избежать проблем, связанных с ограничением для унитарных предприятий на вхождение в капитал кредитных организаций. В свою очередь, Владимир Дмитриев не исключил, что Почтовый банк может быть создан до акционирования Почты России.
В ближайшее время проект будет скорректирован и должен пройти одобрение его участников. К примеру, Минкомсвязи заявило о том, что план создания Почтового банка и акционирования в рамках Почты России подготовлен и проходит окончательное согласование. Так что в скором времени можно будет ожидать важных новостей по создаваемому банку.
Михаил СЕМЕНОВ