Годами люди инвестируют деньги, чтобы накопить на безбедную старость. А когда подходит пенсионный возраст, приходится думать, как распорядиться сбережениями, чтобы их хватило надолго. Финансисты подсчитали: чтобы денег хватило лет на 30, в год можно тратить около 4% пенсионных накоплений.
Каждый год газеты, научные журналы и специализированные финансовые издания публикуют сотни статей о пенсионных сбережениях. Многие из них быстро уходят в небытие, но некоторые задают стандарты финансового планирования и, следовательно, непосредственно влияют на жизнь пенсионеров. Уильям Бенген, финансовый консультант из г. Эль-Кахона, штат Калифорния, опубликовал несколько подобных работ. Его исследование о том, сколько денег пенсионер может ежегодно изымать из портфеля пенсионных сбережений, чтобы обеспечить себе достойный уровень жизни в течение длительного периода, стало революционным.
Разработанное Бенгеном «правило 4%» вошло в повседневный обиход финансовых консультантов, занимающихся планированием пенсий. По его расчетам, пенсионных ресурсов хватит на 30 лет, если доля сбережений, которую пенсионер может с минимальным риском ежегодно выводить из капитала, составляет 4,15% стоимости портфеля. За последние 80 лет практически каждый 30-летний период давал возможность ежегодно изымать бумаги на 4,15% от общей стоимости портфеля, состоящего на 60% из акций крупных американских компаний и на 40% — из среднесрочных казначейских облигаций. Чем больше доля изъятия превышает 4,15%, тем выше риск досрочного истощения пенсионного капитала. Например, при доле изъятия в 6% почти в половине случаев деньги заканчивались раньше чем через 30 лет.
Значение в 4,15% — это доля изъятия денег в первый год. В дальнейшем необходимо делать поправку на инфляцию. Так, если человек выходит на пенсию со сбережениями в $600 000, а среднегодовая инфляция составляет 3%, то в первый год он может забрать $24 900 (4,15% от $600 000), во второй — $25 647, в третий — $26 416 и т. д.
Кухня для клиентов
Хотя «правило 4%» в США стало универсальным, Бенген не остановился на достигнутом. По его словам, он «отошел от первоначальных предположений и проанализировал новые факторы, которые могут повлиять на размер доли изъятия». Например, если человек готов принять 10%-ный риск того, что его накоплений не хватит на 30 лет? Или что другой человек, чьи и дедушка, и бабушка, и родители умерли рано, считает, что проживет на пенсии не 30, а 20 лет?
Ввод в уравнение новых переменных позволяет подогнать расчеты Бенгена под требования конкретного человека, как костюм по фигуре. Сам Бенген говорит, что составил рецепт финансового «слоеного пирога». «Вы, конечно, не увидите такого в кулинарном шоу. Но это достаточно простой способ объяснить, какого размера кусок вы хотите отрезать [от своего пирога] и как не включать в него те ингредиенты, вкус которых вам не нравится», — говорит он.
В пироге Бенгена семь слоев. Первый и главный, который он называет «схемой вывода денег», составлен из ингредиентов его основного исследования: 30-летний период; портфель из 60% акций крупных компаний и 40% казначейских облигаций; ежегодная ребалансировка портфеля (т. е. возврат к соотношению «60% акций — 40% облигаций» в случае его изменения в результате изменения стоимости ценных бумаг); ежегодная поправка на инфляцию. Все это даст базовое значение безопасного расходования пенсионных денег — 4,15% от накопленной суммы.
Над или под этим слоем (соответственно увеличивая или уменьшая ежегодную долю вывода средств) располагаются еще несколько слоев-факторов.
1. Состав портфеля
Если вы хотите изменить соотношение «60% акций крупных компаний — 40% казначейских облигаций», добавив акции мелких и средних компаний, то, как следует из собранных Бенгеном исторических рыночных данных, доходность портфеля будет выше. Следовательно, долю расходуемых денег можно увеличить до 4,42%, при этом шансы того, что ваш портфель «протянет» положенные 30 лет, не уменьшатся.
2. Везение
Если пенсионера устраивает, скажем, не полная, а 94%-ная вероятность того, что он не проест свои «деньги на старость» за 30 лет (и 6%-ная вероятность того, что он окажется без гроша в кармане на несколько лет раньше), долю изъятия можно увеличить до 5%.
3. Интервал балансировки портфеля
Если балансировать портфель реже чем раз в год, то, согласно исследованиям Бенгена, долю изъятия средств можно увеличить до 5,1%. В долгосрочной перспективе акции растут быстрее облигаций, поэтому постепенное увеличение доли акций в портфеле за счет роста их стоимости позволяет увеличить доходность портфеля.
4. Суперинвестиции
Так Бенген назвал слой своего пирога, который предполагает, что доходность портфеля превысит средние исторические значения. Это соответственно также позволит без вреда для уровня жизни увеличить долю изъятых денег.
5. Временная перспектива
Выбор срока, в течение которого планируется тратить пенсию, позволяет как увеличить, так и уменьшить долю выводимых средств. Если человек полагает, что проживет меньше 30 лет, он каждый год может тратить на жизнь более значительную сумму, чем по базовому сценарию. Если же он намерен отметить 100-летний юбилей, ему придется расходовать средства более экономно.
6. Желание оставить наследство
Менее расточительным нужно быть и тому, кто хочет, чтобы после его смерти какие-то деньги достались наследникам или были переданы на благотворительность.
Реальные деньги
Различия в доли процента могут показаться незначительными, однако в реальной жизни речь идет о вполне существенных суммах. Возьмем, например, двух пенсионеров с разными устремлениями (см. график). Первый готов к большему риску, к более активным инвестициям и, соответственно, надеется ежегодно забирать из портфеля и тратить на себя более значительную сумму, чем рядовой пенсионер. Он вложил часть средств в акции мелких и средних компаний, рассчитывает пользоваться своими пенсионными сбережениями в течение 20 лет и готов довольствоваться вероятностью в 94%, что они не закончатся раньше этого срока. При таких условиях он сможет ежегодно забирать 5,8%. Другой, более консервативный человек, согласен довольствоваться 4,04% — в основном потому, что рассчитывает пользоваться пенсионными деньгами в течение 40 лет и хочет оставить наследство.
Если оба эти человека уходят на пенсию, имея в распоряжении $600 000, то первый может изъять из портфеля в первый год $34 800, а второй — лишь $24 240.
Ни один из этих вариантов не является более правильным или приемлемым, отмечает Бенген. Каждый из них предусматривает ту норму вывода средств, которая соответствует потребностям и ожиданиям конкретного человека. «Используя эти расчеты, финансовые консультанты могут применять к клиентам индивидуальный подход, — говорит Бенген. — Пусть окончательное решение о том, какие факторы использовать при определении доли изъятия денег, а какие нет, остается за клиентом. Это помогает ему лучше осознать существующие риски». (WSJ, 11.12.2006, Михаил Оверченко)
С поправкой на местные условия
Расчеты Уильяма Бенгена напрямую могут применять американские пенсионеры и финансовые консультанты, поскольку они основаны на данных о поведении рынка ценных бумаг США с 1926 г. Он исходил из того, что среднегодовая доходность американского «пенсионного портфеля» за этот период составляла 7—8% годовых. Рынки акций и облигаций других стран показывали иную доходность. Если она выше, применяя расчеты Бенгена, пенсионеры уж точно не останутся без денег. Так, российскому фондовому рынку всего 15 лет, а среднегодовая доходность акций, рассчитанная по индексу РТС, за десять лет составила 66%.
Гленн РАФФЕНЕЧ