Право провести у себя чемпионат мира по футболу в 2010 году дало экономике ЮАР дополнительный 1%, а фондовому рынку — 50% роста. В России не так: экономические выгоды от чемпионата вряд ли превысят издержки на его подготовку, считают эксперты. В плюсе останутся разве что регионы — 14 российских городов наконец обрастут современными аэропортами, дорогами и гостиницами.
В Белом доме пока не берутся подсчитывать экономический эффект от футбольной победы. «Абсолютную цифру сейчас не назовет никто, — признался в разговоре с РБК daily источник в аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова. — Но поверьте, мы не зря боремся за такие статусные мероприятия, как Олимпиада и ЧМ по футболу. К нам придут новые консультанты и компании, они принесут новые технологии. По сути, это новый подход к экономическому развитию и новые точки роста».
В случае с ЮАР именно так и произошло. ЧМ увеличил ВВП принимающей страны на 1%, сделал Южную Африку более прозрачной для потенциальных инвесторов, увеличил занятость на полмиллиона человек, говорится в исследовании Standard Bank. Максимальный позитив был для строительной отрасли, туризма, производства стали и цемента. После объявления ЮАР хозяйкой чемпионата в 2004 году рынок акций рос как на дрожжах — за год на 50%, опередив глобальные развивающиеся рынки на 15 п. п.
Весьма вероятно, что футбольная победа подтолкнет вверх и российский фондовый рынок, считают в ИК «Тройка Диалог». Наибольший интерес вызовут акции строительного сектора (мосты и дороги), производителей стройматериалов (таких как группа ЛСР), транспортных компаний («Аэрофлот») и производителей стали (Evraz).
В пятницу котировки «Мостотреста» — одной из немногих обращающихся на рынке инфраструктурных компаний — выросли на 7,5% к четвергу. Доходность бондов «Северстали» с погашением в 2013 году упала к середине дня на 5 пунктов, до 5,235% (в четверг падение было еще ощутимее — на 26 б. п.). Хорошую динамику показали и долларовые бумаги Evraz с погашением в 2015 году, передает Bloomberg.
Впрочем, этот оптимизм обусловлен скорее эйфорией, чем фундаментальными факторами, уточняют аналитики. «Эмоциям поддаваться не стоит, — отмечает главный стратег «Тройки Диалог» Кингсмилл Бонд. — Количество сырья, необходимое для таких мероприятий, как ЧМ, невелико относительно потребности всей экономики. Например, сочинская стройка «съедает» всего 1 млн т стали в год, в то время как вся российская экономика — 30 млн т». К тому же компании ожидают не только прибыль, но и капзатраты, что снижает прибыль и дивиденды.
Аналогичного ЮАР роста экономики в 1% России ждать также не стоит, уверены в «Тройке Диалог»: экономика у нас более крупная, соответственно, эффект будет меньше. «Тут в аналогию просится скорее не ЮАР, а подготовка к сочинской Олимпиаде, — говорит старший аналитик Антон Струченевский. — У нас что, жизнь в стране или экономика
Эффект для России будет скорее не на макро-, а на микроуровне, считает
Победа России скорее репутационная, уверен руководитель Экономической экспертной группы при правительстве Евсей Гурвич. «Вряд ли разовые доходы от проведения ЧМ перекроют расходы на его подготовку, — говорит он. — И очень сомневаюсь, что подготовка к ЧМ сделает нашу экономику более прозрачной. Наш опыт реализации таких масштабных проектов говорит скорее об обратном. Попытка сделать все в короткие сроки, как в случае с сочинской Олимпиадой, не оставляет времени на проработку проектов и проведение открытых конкурсов».
Есть риск, что деньги на подготовку к ЧМ будут рассованы по «своим» компаниям, которые будут строить по завышенным ценам, не должного качества, да еще и требовать поблажек, опасается гендиректор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов. «В итоге за футбол придется расплачиваться нам с вами — не хватит денег, и поднимут налоги, — не исключает он. — Но в депрессию впадать я бы не стал. Все-таки на карте 14 городов, и если бы не футбол, до них вряд ли дошли бы руки. А так худо-бедно за восемь лет их приведут в нормальный вид».
Инга ВОРОБЬЕВА