Будущий год может преподнести приятный сюрприз правительству в виде устойчивого роста мировых цен на нефть. В случае если баррель нефти будет стоить более 100 долларов, федеральный бюджет успешно решит все проблемы дефицита. По крайней мере, согласно опубликованному в пятницу прогнозу банка Goldman Sachs Group Inc, такой сценарий вполне реален. А в 2012 году возможен и профицит российского бюджета. Эти расчеты вступают в противоречие с оценками российского правительства, которое исходит из того, что выход на бездефицитный бюджет вероятен только через четыре года.
Аналитики Goldman Sachs считают, что мировые цены на нефть в 2011 году не только достигнут психологического рубежа в 100 долл. за баррель, но к концу года вполне могут достичь 110 долл. Именно этим они обосновывают свой благоприятный прогноз для российской экономики и ее государственного бюджета, благополучие которых на протяжении последних десятилетий находится в прямой зависимости от спроса и цен на углеводородное сырье.
Во внимание также приняты и оценки правительства РФ. Напомним, глава Минфина Алексей Кудрин заявлял, что бюджет страны в 2011 году может стать бездефицитным лишь при цене на нефть в 109 долл. за баррель, а в 2012 и 2013 годах — при 105 долл. за баррель.
Введенные ранее квоты привели лишь к тому, что рынки стали пустеть, а цены — расти
При этом правительство ставит перед собой задачу выйти на бездефицитный бюджет лишь за четыре года. При этом прогнозируется, что в 2011 году нефть будет стоить 75 долл. за баррель, в 2012 году — 78 долл., в 2013 году — 79 долл. Исходя из этих расчетов, дефицит федерального бюджета ожидается в эти годы на уровне 3,6% ВВП, 3,1% ВВП и 2,9% ВВП соответственно.
Однако если прогноз Goldman Sachs сбудется, то уже в будущем году государственные доходы существенно вырастут, что автоматически решит проблему дефицита. Как пояснил аналитик Goldman Sachs Клеменс Грейф, за счет все тех же высоких цен на нефть российская экономика в 2011 году способна продемонстрировать рост на 5,3%, а в 2012 году — на 5,6%. Между тем официальный прогноз правительства по росту ВВП, заложенный в бюджет-2011, более консервативный — 4,2% в 2011 году и 3,9% в 2012 году.
Столь радикальный оптимизм, который испытывают западные эксперты, вовсе не выглядит утопичным. В частности, ситуация на мировых рынках пока подтверждает обоснованность расчетов Goldman Sachs. В минувшую пятницу цены на нефть достигли двухгодичного максимума на фоне ослабления доллара и сильного похолодания в Европе и США. На нью-йоркской бирже NYMEХ стоимость январских фьючерсов на американскую легкую нефть марки Light Sweet Crude Oil составила 89,19 долл. за баррель, что стало самым высоким показателем с 7 октября 2008 года. Цена январских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent Crude Oil на лондонской бирже IСE повысилась до 91,8 долл. за баррель.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, возвращение в «тучные» годы, когда российская казна пухла от нефтедолларов, возможно. «Вполне очевидно, что мировая экономика находится в начале подъема. Идет ее восстановление после кризиса. По опыту прошлых лет можно ожидать рост спроса на нефть и соответственно повышения цены», — говорит аналитик компании «Интеринвесткомм» Александр Кузнецов. Эксперт напомнил, что благоприятная тенденция в российской экономике проявилась уже в 2010 году,
Со своей стороны, замруководителя аналитического департамента «Совлинк» Ольга Беленькая отмечает, что Goldman Sachs славится «своими оптимистичными прогнозами по рынку нефти», а потому к их прогнозам следует относиться с известной долей осторожности. Аналитики именно этого банка до кризиса говорили о возможном повышении цен на нефть до 200 долл. за баррель, чего, увы, не произошло. Так что их нынешние расчеты могут подтвердиться в случае дальнейшего ослабления доллара, то есть субъективных факторов. «Мировая экономика не преодолела до сих пор полностью дисбалансов кризиса. Накачка деньгами всех проблем не решает. В этой связи существенного роста спроса на энергоносители не прогнозируется», — подчеркнула Беленькая. Поэтому, убеждена эксперт, более оправданными выглядят консервативные подходы российского Минфина.
Игорь НАУМОВ