В декабре 2008 года правительство утвердило стратегию развития российского финрынка до 2020-го. «Ф.» подводит первые итоги реализации этого долгосрочного проекта. Они выглядят удручающе скромными.
В стратегии указывается на недостатки рыночной инфраструктуры и законодательства и перечисляются меры, которые необходимы для устранения этих изъянов. 17 законопроектов вынесены в отдельный перечень: их предполагалось принять в первую очередь. «Этот список — то, что нужно сделать, чтобы устранить отставание регулирования нашего рынка от международных стандартов», — объяснял руководитель ФСФР Владимир Миловидов, участвовавший в подготовке стратегии наряду с коллегами из Минэкономразвития, Минфина и Банка России. Именно эти госструктуры были назначены ответственными за скорейшую разработку упомянутых документов, а в отдельных случаях компанию им составила ФАС.
Спустя два года «Ф.» проверил, как идет выполнение плана. Выяснилось, что из всех «первоочередных» законопроектов принят только один. Часть гуляет между ведомствами, часть застряла в Госдуме, а некоторые поправки, похоже, до сих пор существуют только в головах их инициаторов.
Мнение зала
Мы попросили брокеров, управляющих, регистраторов и биржевиков поделиться собственными впечатлениями о том, какие наиболее яркие законодательные изменения произошли на фондовом рынке примерно с конца 2008 года. Самую горячую поддержку собеседников «Ф.» получил законопроект, который, по иронии судьбы, в «стратегический план» как раз не входил.
«Безусловно, это решение вопросов налогообложения операций физических лиц на финансовом рынке, что реально приблизило нас к мировым стандартам», — говорит директор департамента РТС Андрей Салащенко. «Был, наконец, решен вопрос, мешавший развитию рынка на протяжении 15 лет», — продолжает тему исполнительный директор «Олмы» Андрей Белинский. «Одним из наиболее существенных законопроектов, или, по крайней мере, вызвавших максимальный резонанс, стало изменение системы налогообложения операций на фондовом и срочном рынках. А именно — появление возможности сальдировать финансовые результаты сделок и переносить со следующего года убытки на будущие периоды в целях налогообложения», — уточняет гендиректор брокерского дома «Открытие» Евгений Данкевич. Тем же самым пакетом поправок введено понятие операций репо для физических лиц, напоминает он.
«Ведется мощная законотворческая деятельность, и трудно выделить какой-то один судьбоносный закон, принятый за эти два года», — разводит руками руководитель бизнеса доверительного управления активами Газпромбанка Анатолий Милюков. Главное — сейчас ничто не мешает работать на фондовом рынке с точки зрения законодательства, а регуляторы очень восприимчивы ко всем инициативам его участников, убежден он.
Наиболее заметные изменения заключаются в том, что заработали механизмы контроля над участниками финансового рынка и приняты меры, направленные на усиление их ответственности, считает заместитель гендиректора «Регистратора Р. О. С. Т.» Татьяна Бурлакова. «Профучастники первыми почувствовали повышение требований к качеству и размеру капитала, усиление надзора со стороны регулятора, что вполне ощутимо отразилось на их численности и уровне профессионализма», — констатирует она. Теперь ужесточения ждут эмитентов, для которых меняются правила раскрытия информации и проведения корпоративной политики. Кроме того, в январе вступает в силу антиинсайдерский закон, затрагивающий самый широкий круг участников рынка.
Из невыполненного
Первый блок стратегии посвящен населению на фондовом рынке. Там упоминается, например, о формировании компенсационного фонда для граждан, пострадавших
Отдельная тема — регулирование деятельности загадочных розничных финансовых консультантов. Их прослойка в России настолько ничтожна, что даже сам этот термин в профессиональной среде нередко ассоциируется совсем с другими скандально известными финконсультантами — времен Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Впрочем, несмотря на искусственность нового института, идея принять для него специальный законопроект быстро нашла сторонников. Ведь в консультантов могли бы «переквалифицироваться» те юрлица, которым не хватает средств для поддержания брокерской или дилерской лицензии. Как бы то ни было, закон не принят.
«Необходимо установить более жесткие требования к распространению рекламы розничных финансовых услуг», — говорилось в стратегии. Поправки в законодательство поставили бы вне правового поля, например, рекламу форексников, которые с успехом пользуются низкой финансовой грамотностью граждан. ФАС должна была внести законопроект в Госдуму больше года назад, но этого не произошло.
Что же касается срочного рынка, то ни одна из инициатив, попавших в список первоочередных мер, до сих пор не реализована. Например, покупатель и продавец производного инструмента должны быть уверены в защите своих прав, если одна из сторон становится банкротом. ФСФР подготовила законопроект о ликвидационном неттинге, и в первом чтении депутаты его одобрили. Но с тех пор вот уже полтора года, если верить информационной системе Госдумы, он лежит
Один из «неотложных» пунктов касался инфраструктурных облигаций. Некоторые эмитенты уже разместили выпуски, называя их инфраструктурными, так и не дождавшись принятия отдельного закона, который, видимо, окончательно погряз в межведомственных согласованиях. Представители Минэкономразвития и вовсе высказывали сомнения в его необходимости. Пока дело ограничилось точечными правками в нормативную базу.
Отдельные ожидаемые поправки затрагивают столь тонкую материю, как разграничение сфер влияния между ведомствами. Практика показывает, что чиновники крайне неохотно уступают полномочия коллегам. Так, ЦБ много лет держит за собой контроль над эмиссиями ценных бумаг кредитных организаций. В результате те остаются единственной «кастой» на рынке, для которой предусмотрены отдельные правила подготовки выпусков. К разряду подобных вопросов относится и наделение ФСФР доступом к информации о специальных банковских счетах профучастников. Учитывая разный политический вес ЦБ и ФСФР в системе госорганов, вряд ли стоит надеяться на скорое выполнение пунктов плана под номерами 9 и 16.
Олег МАЛЬЦЕВ