Глава Роснано Анатолий Чубайс считает, что российская экономика выиграет от вступления в ВТО, благодаря которому ежегодный прирост ВВП страны составит 1,2%. При этом новое торговое соглашение с ЕС даст еще дополнительный прирост в 2,5%. Однако этот эффект будет заметен лишь через пять лет.
Основываясь на данных исследовательского центра Case, глава корпорации «Роснано» Анатолий Чубайс сообщил, что вступление России в ВТО и заключение нового торгового соглашения с Евросоюзом обеспечит российской экономике в перспективе четырех-пяти лет эффект на уровне порядка 300 млрд долларов, передает «Интерфакс».
Так, по мнению экспертов, вступление в ВТО даст ежегодный прирост ВВП в России на уровне 1,2%, а новое торговое соглашение с Евросоюзом обеспечит прирост еще на 2,5%.
Глава Роснано выразил уверенность, что до конца 2011 года Россия имеет возможность вступить в ВТО и подписать новое торговое соглашение с Евросоюзом. В таком случае эти договоренности будут действовать с 2012 года, и за период с 2012-го по 2015 год экономический эффект составит почти 300 млрд долларов.
Как заявила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, Россия может стать членом ВТО уже в первом полугодии 2011 года.
«Это реально, если будем работать интенсивно», — заявила она.
По ее мнению, от вступления России в эту организацию выиграют практически все отрасли национальной экономики за счет возможности допуска на внешние рынки, особенно это касается конкурентоспособных отраслей.
Она пояснила, что остались также вопросы, касающиеся технической доработки относительно объяснений о функционировании Таможенного союза и «каковы его последствия для торговых режимов». Эта работа, по ее словам, «может занять три-четыре месяца». Глава Минэкономразвития отметила, что Россия, Белоруссия и Казахстан координируют процесс присоединения трех стран к ВТО.
Во вторник на итоговой пресс-конференции после саммита Россия — ЕС президент России Дмитрий Медведев особо подчеркнул, что Москва, Минск и Астана будут вступать в ВТО отдельно.
«Мы будем вступать в ВТО отдельно, но состоя в Таможенном союзе. Одно другому не противоречит», — сказал Дмитрий Медведев. По словам российского лидера, все должны понять, что это совершенно нормальная ситуация. «Союзов может быть много, а ВТО у нас одно», — заметил он.
Напомним, что летом премьер-министр России Владимир Путин буквально огорошил Европу заявлением о том, что с 1 января 2010 года Россия создаст Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном. Тогда же было объявлено, что «индивидуальные» переговоры прерываются и Россия намерена вернуться к ним уже в составе Таможенного союза.
Сразу после этого Евросоюз и США ясно дали понять, что в этом случае вопрос присоединения России (равно как Белоруссии и Казахстана) к организации «осложняется». Позднее было решено, что страны Таможенного союза могут вести переговоры отдельно, но исходя из общей позиции.
Другим сложным моментом в переговорном процессе по вступлению России в ВТО был вопрос о российских пошлинах на экспорт леса. Как сообщила Эльвира Набиуллина, при вступлении в ВТО Россия будет обязана их снизить, а не обнулить, как того требовал ЕС ранее.
«Мы нашли непростой компромисс. Он заключается в том, что мы улучшили наши обязательства по сравнению с тем, какими они были в 2004 году», — заявила она, добавив, что в 2004 году обязательства заключались в том, что по широкой гамме лесной продукции Россия должна была обнулить пошлины. Теперь же, «когда мы вступим в ВТО, мы будем обязаны снизить эти пошлины», сообщила она. «По разным видам деревьев по-разному — по березе и осине, например, 7% и 5%», — сказала министр.
Напомним, что во вторник Россия и ЕС подписали меморандум о завершении двусторонних переговоров по ВТО. Документ содержит договоренности об урегулировании остающихся вопросов будущих обязательств России в ВТО, включая обязательства по экспортным пошлинам и железнодорожным тарифам.
Отметим, что Россия пытается стать членом ВТО с 1993 года, в то время как обычно переговоры и процедура присоединения к организации суммарно занимают пять-семь лет.
Вся причина затягивания этого процесса в определенных обязательствах, которые США хотят получить от России. «Необходима соответствующая торговая практика, которую нужно довести до ума. Мы не подписали ничего, но можем сказать, что между нами достигнуто взаимопонимание. Если мы продвинем процесс документации, США поддержат вступление России в ВТО», — сказал помощник президента США по экономическим вопросам Лоренс Саммерс.
Однако процесс принятия России в ВТО требует консенсуса всех членов организации. В частности, есть опасения по поводу позиции Грузии, которая требует легализации таможенных пунктов на границах Абхазии и Южной Осетии с Россией.
Эксперты видят одно преимущество вступления России в ВТО: надежду на либерализацию международных рынков. «ВТО — это хороший инструмент для продвижения российских товаров. Если мы туда вступим, то у нас станут более длинные руки по отношению к Китаю, США, Европе. Сейчас действуют более 100 антидемпинговых мер в этих странах и регионах по отношению к России. Вступление в ВТО позволяет более эффективно бороться с этим. Но плата за «длинные руки» будет высока — открытость нашего рынка», — говорит профессор
Вместе с тем эксперт предостерегает от последствий вступления в ВТО для России. «Нужно отдавать себе отчет в том, что, ускоренно вступая в ВТО, Россия оставляет неразрешенными многие внутренние противоречия в отношении отечественного бизнеса. Дело в том, что предприниматели не имеют гарантий того, что после вступления России в ВТО они сохранят свой бизнес в стране. У них сейчас нет возможности «перевооружиться», нет достаточного количества денег, и в то же время от снижения барьеров они пострадают больше других», — предостерегает Абрамов.
Полина СПЕЛОВА