Генпрокуратура РФ вчера предъявила бывшему председателю правления ВИП-банка Алексею Френкелю обвинение в организации убийства первого заместителя председателя Центробанка РФ Андрея Козлова. Господин Френкель виновным себя не признал и отказался от дачи показаний.
О том, что обвинение Алексею Френкелю будет предъявлено именно 17 января, стало известно еще в понедельник. Когда Басманный суд вынес постановление об аресте банкира на два месяца, сотрудник Генпрокуратуры Вячеслав Семенов вручил адвокату Игорю Трунову соответствующее уведомление.
Вчера в десять часов утра адвокат Трунов прибыл в кабинет следователя Генпрокуратуры, куда вскоре ввели и его подзащитного Френкеля. Однако полноценного разговора адвоката с его клиентом не получилось. «В кабинете постоянно находился конвойный,— рассказал господин Трунов,— что мешало нашему общению, нарушая его конфиденциальность».
Впрочем, адвокат и его подзащитный Френкель все же смогли договориться о том, что после предъявления обвинения последний откажется от дачи показаний, сославшись на 51-ю статью Конституции РФ, дающую право не свидетельствовать против себя и близких. При этом адвокат Трунов посоветовал клиенту не отказываться от «сотрудничества со следствием». То есть давать иногда какие-то пояснения по делу, но только с разрешения защитника.
По словам адвоката Трунова, предъявление обвинения заняло не более часа. Следователь Генпрокуратуры инкриминировал ему ч. 3 ст. 33 и ч. 3 ст. 105 УК РФ (умышленное убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору, из корыстных побуждений и по найму). Из постановления о привлечении Алексея Френкеля в качестве обвиняемого следовало, что он является организатором совершенного 13 сентября на территории спорткомплекса «Спартак» убийства первого зампреда ЦБ Андрея Козлова и его водителя Александра Семенова. Убийство исполнили Алексей Половинкин, Максим Прогляд и Александр Белокопытов. Заказ к ним поступил через посредников Богдана Погоржевского, Бориса Шафрая и Лиану Аскерову (все они уже арестованы судом). Госпожа Аскерова дала показания о том, что заказал убийство именно бывший руководитель ВИП-банка. Сумма, заплаченная за убийство господина Козлова, в постановлении не конкретизировалась. Мотив, по словам адвоката, был изложен крайне поверхностно. Содержалась только ссылка на показания госпожи Аскеровой.
Выяснив, что Алексей Френкель отказывается давать показания, следователь Генпрокуратуры принял несколько ходатайств от адвоката Трунова. Последний обратил внимание следователя на плохое самочувствие подзащитного: после силового задержания у того наблюдались боли в сердце и в области позвоночника. Поэтому адвокат заявил ходатайство о вызове в изолятор временного содержания (обвиняемого в СИЗО еще не перевели) кардиолога, а также рентгенологов, которые бы сделали снимок его позвоночника. Следователь пообещал решить вопрос в ближайшее время, но от указания конкретных сроков воздержался.
Также адвокат сообщил, что уже подал в Мосгорсуд кассационную жалобу на постановление Басманного суда об аресте подзащитного. В жалобе Игорь Трунов указал, что при решении вопроса о взятии под стражу Алексея Френкеля прокурор не доказал, что тот может скрытья от следствия, оказать давление на свидетелей либо попытается уничтожить доказательства по делу. В этой связи адвокат Трунов предложил отменить арест, заменив его на любую другую меру пресечения, не связанную с лишением свободы.
В случае же если суд согласится с этим мнением, то, по заявлению адвоката, за господина Френкеля готовы поручиться ряд влиятельных лиц из числа его коллег-банкиров. В частности, поручиться готов президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов, который готов гарантировать следователям, что обвиняемый не скроется за границу. А коллеги Алексея Френкеля и другие «сотрудники банковского сообщества» готовы в «ближайшее время внести за него залог, определенный судом».
Алексей СОКОВНИН