Меньше чем за год работы российские бюро накопили более 15 млн историй о заемщиках. Однако обращаться за этой информацией банки не торопятся — по данным ЦБ, в центральный каталог кредитных историй за IV квартал 2006 г. поступило лишь 54 000 запросов.
Российские бюро накопили уже больше 15 млн историй — столько сообщений они передали в центральный каталог кредитных историй при ЦБ. Подавляющая их часть — 99,6% — истории физлиц, а крупнейшими поставщиками историй, на которых приходится около 92% в центральном каталоге, являются «Глобал Пейментс Кредит Сервисиз», Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), бюро кредитных историй «Инфокредит» и бюро кредитных историй «Экспириан-Интерфакс».
По подсчетам Центробанка, в IV квартале 2006 г. в центральный каталог кредитных историй поступило более 54 000 запросов. По данным ЦБ на 16 октября 2006 г., с начала октября обрабатывалось 250 и более запросов в сутки, «что свидетельствует о росте случаев практического применения сведений, содержащихся в кредитных историях».
Несмотря на то что в центральном каталоге накоплено 15 млн историй, кредитных историй в полном смысле там не так много, говорит член банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков. В подавляющем большинстве случаев это лишь первичная информация о кредитах, добавляет он. Банки пока еще мало обращаются с запросами в каталог в силу сложившихся традиций, рассуждает депутат: «Многие банки привыкли полагаться больше на себя, на свою службу безопасности и скоринговую систему». «Если учитывать, что кредитные бюро заработали только в 2006 г., 54 000 запросов — это приличное количество», — считает зампредседателя правления банка «Абсолют» Олег Скворцов. Он уверен, что популярность их будет только расти — кредитование населения становится все популярнее, кроме того, многие банки только в минувшем году занялись кредитованием малого бизнеса. «Количество запросов будет расти в геометрической прогрессии, уже к концу 2007 г. мы будем это наблюдать», — считает Скворцов.
«54 000 запросов — это крайне мало», — говорит зампред правления банка «Авангард» Валерий Торхов. Впрочем, это неудивительно, ведь запрос в центральный каталог делается для того, чтобы узнать, в каком именно бюро находится кредитная история заемщика, объясняет он. Чтобы узнать подробности истории, банки напрямую обращаются в те кредитные бюро, в которых обслуживаются, отмечает Торхов. Именно так поступает банк «Абсолют». По словам Скворцова, банк обращается напрямую в НБКИ. По словам гендиректора НБКИ Александра Викулина, в его бюро лишь в декабре прошлого года поступило более 100 000 запросов. «По 41 000 из них информация у нас нашлась», — гордится Викулин. И добавляет, что в октябре запросов было в три раза меньше. Викулин уверен, что количество обращений будет только расти: «Ежемесячно количество историй в НБКИ увеличивается на 1 млн, а в центральный каталог ЦБ мы предоставили уже 6 млн историй».
Евгения ВАТАМАНЮК, Алексей РОЖКОВ