Весной 2011 года может быть принят закон о реабилитации физлиц, который утвердит в России институт банкротства должников. Но до сих пор остается открытым вопрос о бюджетном ассигновании арбитражным судам, которые и будут признавать россиян банкротами.
Как сообщил во вторник, 7 декабря, директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития Иван Осколков, пакет из законопроектов «О реабилитационных процедурах» и «О коллекторских агентствах» может быть принят уже к весне 2011 года.
Ранее представители Минэкономразвития объявляли, что законопроект «О реабилитационных процедурах» в текущем году принят не будет, поскольку требует доработки в части финансово-экономического обоснования.
Сейчас этот законопроект находится в правительстве и по содержательной части документа разногласий нет, подчеркивает Осколков. Единственный нерешенный вопрос — это бюджетные ассигнования арбитражным судам, которые будут уполномочены признавать россиян банкротами. «К следующему году суды успеют войти в этот процесс», — считает Иван Осколков. По его словам, на работу арбитражных судов по процедурам банкротства физлиц ежегодно потребуется от 1 до 5 млрд рублей. «Это приемлемая сумма, которая будет частично покрыта судебной пошлиной», -объясняет он.
«С принятием закона можно ожидать всплеска банкротств, но не на долгий период, — прокомментировал BFM.ru руководитель корпоративной практики «ФБК-Право» Александр Ермоленко. — Госпошлина не «отобьет» расходы судов, а сами суды будут переполнены делами». Впрочем, по его словам, внедрять систему банкротства физлиц необходимо, поскольку именно она предполагает «цивилизованный подход к проблеме».
Законопроект о коллекторских агентствах еще сырой
Второй законопроект — «О коллекторских агентствах» — сейчас находится в более ранней стадии подготовки, сообщил Иван Осколков. По его словам, этот документ направлен на урегулирование процесса взыскания долгов с граждан, причем сами граждане «будут чувствовать себя более защищенными».
Основной акцент в документе, по словам чиновника, будет сделан на процедуре взыскания долгов, причем речь идет о регулируемых процессах. Например, под отношениями «кредитор — должник» подразумевается «банк- гражданин». Сами банки для взыскания долгов, согласно законопроекту, должны будут обращаться к «регулируемым» коллекторским агентствам — то есть тем, кто является членом саморегулируемой организации (СРО).
По мнению Александра Ермоленко, главная проблема в данном деле — это соблюдение и исполнение законодательства. «У судебных приставов нет желания взыскать долги, как у коллекторов. Членство коллекторов в СРО -это попытка власти «вывести из тени» эти агентства», — подчеркивает Ермоленко.
В новом законопроекте детально будет прописана деятельность коллекторов: как они должны будут работать над взысканием долгов. Так, в документе уже оговорено, что «тревожные» звонки должникам о напоминании можно будет производить только с 8 утра до 22 вечера, но не позже.
Идеологически оба законопроекта направлены на защиту должников, но только «добросовестных плательщиков», которые по разным причинам оказались в тяжелой финансовой ситуации, отмечает Иван Осколков.
По его словам, сейчас средняя задолженность россиянина составляет 150—200 тысяч рублей. При этом если сумма долга «вписывается» в эти рамки, а кредитор всего один и кроме единственной жилплощади (если она не под залогом и не куплена в ипотеку) у человека ничего больше нет, то в его отношении процедура банкротства запускаться не будет.
«Это объяснимо: если у физлица ничего нет, то с него нечего и взыскать, -рассуждает Александр Ермоленко. — Сама процедура банкротства слишком длительная и юридически сложная, да к тому же, затратная. Если банк рассчитает, что в лучшем случае получит 10 копеек с каждого рубля, то вряд ли будет запускать процесс банкротства должника».
Елена ЗИБРОВА