Банковский комитет Госдумы рекомендовал парламенту принять законопроект, который обяжет ЦБ согласовывать свои акты о порядке применения закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», с Росфинмониторингом. Поправки увеличат влияние финансовой разведки на правила взаимодействия банков с ЦБ, активно использующим «закон 115» в борьбе с нарушителями банковского надзора.
Поправки в два закона — в статью 7 закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в статью 57 закона «О Центральном банке» — приняты в первом чтении Госдумой 22 декабря 2006 года. Вчера комитет Госдумы по банкам принял решение рекомендовать одобрить поправки в законы во втором и третьем чтении.
Сейчас закон «об отмывании», более известный на банковском рынке как «закон 115», дает ЦБ право самостоятельно определять тонкости его реализации — в том числе требования по правилам внутреннего контроля, требования к кадрам и порядок предоставления информации в Росфинмониторинг. ЦБ активно применяет «закон 115» в банковском надзоре: так, все девять банков, у которых за последний месяц (с 18 декабря) ЦБ отозвал лицензию (Фабер-банк, КБ «Мигрос», «Инбанкпродукт», «Инвестиционные и банковские продукты», Ринк-банк, КБ «Форпост», КБ «Новокубанский», Сибэкономбанк, Межрегиональный расчетный центр), обвинялись среди прочего в нарушении этого закона.
Одно из самых распространенных нарушений банков — непредоставление необходимых сведений о подозрительных операциях в Росфинмониторинг. Впрочем, ЦБ определяет ряд признаков «подозрительности» операций не подзаконными актами, а так называемыми письмами (#12-Т, 17-Т, 99-Т, 161-Т), имеющими рекомендательный характер. 8 декабря Московская международная валютная ассоциация (ММВА) даже обратилась к президенту Владимиру Путину к просьбой инициировать поправки в законодательство, которые закрепили бы «признаки отмывания», определяемые посредством рекомендаций ЦБ, в виде обязательных законов — оппоненты ЦБ и Росфинмониторинга считают, что те произвольно трактуют эти нормы, а один из разработчиков письма ММВА Алексей Френкель, сейчас обвиняемый по делу об убийстве замглавы ЦБ Андрея Козлова, обвинял ЦБ в манипулировании «законом 115».
Поправки обязывают ЦБ согласовывать нормы, ранее определявшиеся им самостоятельно, в том числе правила информирования банков Росфинмониторинга, с финансовой разведкой. Источник в Госдуме объясняет появление поправок конфликтом ЦБ и Росфинмониторинга. «ЦБ несколько месяцев назад объявил о начале разработки программного продукта, который упростил бы инспекторам ЦБ проверку банков на предмет противодействия отмыванию. Это вызвало неудовольствие Росфинмониторинга, который посчитал, что ЦБ вторгается в его компетенцию. Именно с его подачи и появился законопроект»,— утверждает собеседник Ъ. Глава банковского комитета Владислав Резник, впрочем, заявил Ъ: «Глава ЦБ Сергей Игнатьев дал указание не разрабатывать такой программный продукт».
И в Госдуме, и в банках уверены, что поправки, закрепляющие права на практическую реализацию «закона 115» Росфинмониторингом, пойдут на пользу банковскому рынку. По словам Владислава Резника, поправки являются реакцией на нормотворческую деятельность ЦБ: «Она зачастую создает дополнительные сложности как банкам, так и гражданам. Началось это с того, что ЦБ заставил граждан делать копии паспортов при оплате коммунальных платежей в банках». Зампред банковского комитета Анатолий Аксаков надеется, что если два ведомства будут работать после принятия поправок скоординированно, то «формы отчетности стандартизируются, а ее объем уменьшится». А президент АРБ Гарегин Тосунян заявил Ъ: «Росфинмониторинг должен быть главным игроком на этом поле — именно он является ответственным за реализацию закона о борьбе с отмыванием. Это создаст некоторые проблемы для ЦБ, но не думаю, что значительные». Закон не перераспределит полномочия ЦБ быстро: поправки разрешают несогласованным нормам ЦБ по «закону 115» продолжать действовать до 31 декабря 2008 года. Пока в обязательном порядке ЦБ придется согласовывать лишь новые «антиотмывочные» нормы.
Дмитрий БУТРИН, Вадим ВИСЛОГУЗОВ, Ирина ГРАНИК