На нынешней неделе мир стал свидетелем двух попыток антикапиталистической революции: со стороны противников капитализма и со стороны столпов этой системы. Небедный французский футболист и актер Эрик Кантона безуспешно призывал европейцев забрать свои деньги из крупных банков (правда, жена футболиста снималась в рекламе одного из крупнейших французских банков). А сегодня газета The Wall Street Journal сообщила о том, что 16 очень богатых американцев намерены последовать примеру Билла Гейтса и Уоррена Баффета и отдать свои миллиарды на благотворительность.
Новую группу энтузиастов, примкнувших к так называемой «клятве дающего», возглавляет 26-летний основатель социальной сети Facebook* миллиардер Марк Цукерберг. Всего такую клятву дали на сегодняшний день более 50 сверхбогатых предпринимателей. Из числа новообращенных WSJ называет одного из основателей AOL Стива Кейса и инвестора Карла Икана. Ранее с подобными заявлениями выступили основатель корпорации Oracle Лари Эллисон, режиссер Джордж Лукас и мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг.
Если про Эрика Кантона
Икан объяснил свои мотивы в письме, которое также печатает WSJ. Человек, который начинал свою карьеру инвестора на Уолл-стрит почти полвека назад, происходит из семьи очень скромного достатка. «Я был достаточно удачлив, чтобы аккумулировать большие богатства, — пишет он. — А с богатством приходит ответственность — те, кто больше всех получил от нашей экономической системы, имеют ответственность вернуть (долг) обществу каким-то разумным способом». Карл Икан признается, что мысль эта посетила его не сегодня, а два десятилетия назад, когда он принял для себя решение пожертвовать свои основные активы на благотворительные цели. Публично заявить об этом его побудила инициатива супругов Гейтс и Уоррена Баффета.
Основная идея Карла Икана заключается в том, что он хочет распространить свои бизнес-принципы на благотворительную деятельность. Как инвестор, Икан, по его словам, пытался приобретать недооцененные компании, которые плохо управлялись, и увеличивать их капитализацию. Что, в свою очередь, способствовало созданию более конкурентной среды. Теперь, как благотворитель, он намерен способствовать конкурентноспособности Америки в мире, вкладывая деньги в образование.
The Wall Street Journal пишет, что «клятва дающего», к которой присоединяются все большее число очень известных и влиятельных бизнесменов, свидетельствует о появлении новой общественной тенденции: люди начинают жертвовать на социальные проекты раньше, чем это делало поколение их предшественников. Возникает некая среда, которая сама порождает новые идеи того, как разумно распорядиться деньгами ради общественного блага. Как говорят супруги Кейс, — им обоим слегка за 50, — присоединение к «давшим клятву» создает надежду на то, что новые филантропы будут учиться друг у друга. Как замечает сам основатель AOL, «дело не в размере выписываемого чека, а в результате». То есть дело не в том, кто сколько миллиардов принес в «общак миллиардеров-благотворителей», а в том, какую конкурентную пользу принесла бизнес-идея, лежащая в основе конкретного благотворительного проекта.
Идея «клятвы дающего», по-видимому, принадлежит Уоррену Баффету, с его давним неприятием династического богатства. Баффет в течение многих лет внушал эту идею Биллу Гейтсу, которому подсунул сочинение «стального барона» Эндрю Карнеги «Евангелие богатства». Карнеги писал, что состояния, заработанные тяжким трудом основателей компаний, впоследствии размываются наследниками. А потому не лучше ли потратить заработанные средства на благотворительность.
Это далеко не бесспорная идея, и на нашем портале Михаил Бергер уже аргументировано писал в своем блоге, что ее реализация может привести к еще худшим последствиям, нежели размывание капитала крупных предприятий. Особенно в кризисной ситуации, в которую попала мировая экономика. В подтверждение своей мысли Бергер приводит пример мексиканского миллиардера Карлоса Слима: богатейший человек планеты не намерен отдавать свои миллиарды на благотворительность.
Несомненно, впрочем, и то, что
В этом процессе доля России крайне незначительна, хотя приходится признать, что мы не располагаем точными данными на сей счет. Зато известно, что многие крупные российские предприниматели тихо, без какой-либо огласки, делают существенные пожертвования на благотворительные цели. И все же общее ощущение таково, что в отношении осознания необходимости благотворительной деятельности России и Америка находятся на разных этапах развития. Нам ближе Китай. Как говорится в публикации WSJ, одна из встреч Гейтса и Баффета в Шанхае с китайскими коллегами чуть не сорвалась, когда китайцы узнали, что ее темой является благотворительность.
Объединяет нас с китайцами еще и то, что в России главный благотворитель — государство. Именно оно присвоило себе право окормлять и наделять, даже если источником окормления являются частные капиталы (тем более, средства самих налогоплательщиков). Едва стало известно, что Москва получила право проведения ЧМ-2018, как премьер Владимир Путин предположил, что одним из источников финансирования мероприятия должны стать миллиарды Романа Абрамовича. Роман Аркадьевич только улыбнулся своей застенчивой улыбкой. По-видимому, этот государственный оброк в виде «социальной ответственности» (от строительства Храма Христа Спасителя до Олимпиады в Сочи) лишает капитанов российского капитализма стимулов для инициативного расставания со своими капиталами. Расставайся — не расставайся, а государство возьмет свою «десятину». Да и пример Ходорковского, активно занимавшегося благотворительностью и приговор по очередному делу которого ожидается на днях, тоже перед глазами.
Михаил БАКЛАНОВ
*Сервис/сервисы, принадлежащие Meta, признанной в РФ экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ