В пределах Таможенного союза (ТС), объединяющего Белоруссию, Казахстан и Россию, с 1 января 2012 года начнет полноценно функционировать Единое экономическое пространство (ЕЭП). Соглашения об этом после «титанической работы», проведенной на уровне экспертов и правительств трех стран, подписали вчера в Москве президенты Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев и Дмитрий Медведев. Первой на себе почувствовать все преимущества триединства придется Белоруссии. Чтобы беспошлинно получать российскую нефть с 1 января 2011 года, Минск обязался ратифицировать все соглашения по ЕЭП уже в ближайшие дни. А перед переговорщиками поставлена новая глобальная интеграционная цель — создание евразийского экономического союза.
Формирование ЕЭП идет темпами, которых не ожидали. По крайней мере в этом вчера на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС — Высшего органа Таможенного союза признался глава российского государства Дмитрий Медведев. По его словам, когда работа только начиналась, он был уверен, что на экономическое объединение трех стран «должны уйти годы». Однако «в результате титанической работы» всю необходимую нормативную базу удалось сформировать до конца 2010 года, как это и предполагалось почти год назад на неформальном саммите СНГ в Астане.
В ноябре этого года премьеры России, Белоруссии и Казахстана — Владимир Путин, Сергей Сидорский и Карим Масимов подписали ряд ключевых документов, создающих основы для формирования ЕЭП. К таковым можно отнести соглашения о согласованной макроэкономической политике, о единых принципах и правилах конкуренции, о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих стран, о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей, а также об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики. Всего 17 соглашений.
Следует признать, что существенный прогресс в конечном согласовании этих документов достигнут преимущественно за счет изъятия из них вызывавшей взаимные вопросы конкретики. Так, в соглашении о торговле услугами и инвестициях каждая из стран всего лишь «будет стремиться» к тому, чтобы число компаний с госучастием сокращалось. Ранее речь шла о графике поэтапного сокращения доли государства в определенных секторах экономики. Во многих документах у каждого из трех государств появилась возможность оговаривать исключения из общих правил или применять национальное законодательство.
Зато удалось решить такой очень конкретный вопрос российско-белорусских экономических отношений, как взимание экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Он оставался последним препятствием на пути к вчерашнему триумфальному подписанию всего пакета документов по ЕЭП. Если буквально интерпретировать слова министра экономического развития России Эльвиры Набиуллиной, сказанные по итогам вчерашнего саммита, то Минск вынужден был пойти навстречу Москве — он согласился перечислять в российский бюджет весь объем экспортных пошлин на нефтепродукты, взимаемых на границе Таможенного союза. При этом условии Россия будет поставлять Белоруссии беспошлинно всю нефть, а не только тот объем, который необходим этой стране для внутреннего потребления, как сейчас. Данный документ вступит в силу уже 1 января 2011 года, как только белорусская сторона ратифицирует все подписанные вчера документы. Вчера президент Лукашенко на итоговой пресс-конференции пообещал обязательно сделать это уже в декабре.
Пока неясно, остались ли за рамками соглашения о нефтяных пошлинах сборы, взимаемые белорусской стороной с нефтепродуктов, получаемых из венесуэльской или собственной нефти. Ранее источники в Минске заверяли журналистов, что Москва готова сделать исключение только для венесуэльской нефти (см. «Время новостей» от 9 декабря). Но Белоруссия способна еще больше запутать ситуацию с нефтяными пошлинами, если договорится в рамках ЕЭП о поставках на свои нефтеперерабатывающие предприятия сырья из Казахстана.
Горячие сторонники экономического единства трех стран утверждают, что эффект от создания ЕЭП даст его участникам дополнительные пять процентных пунктов роста ВВП в течение пяти лет и 15—17 пунктов в течение десяти лет. Но с этими расчетами согласны далеко не все российские экономисты. Ректор Российской экономической школы (РЭШ) Сергей Гуриев заявил «Времени новостей», что пока не может оценить экономический эффект от объединения экономик трех стран в рамках Таможенного союза или ЕЭП. Причина в том, что «непонятно, как это работает, наши экономические подходы здесь не очень помогают». Главное препятствие для эффективного функционирования ТС и ЕЭП, по мнению экономиста, заключается в том, что у них «нет органа разрешения конфликтов, поэтому время от времени у нас вспыхивают войны с нашими партнерами». Так, по его мнению, запрет на вывоз зерна прямо противоречит правилам Таможенного союза, однако в этом году такое решение было принято Россией в одностороннем порядке.
Зато эффект от вступления России во Всемирную торговую организацию просчитывается
И этому не должно помешать присоединение России к ЕЭП. Глава российской переговорной делегации в ВТО — заместитель главы Минэкономики Максим Медведков заверил «Время новостей», что на наших переговорах по присоединению к ВТО формирование нашего тройственного союза с Белоруссией и Казахстаном «никак не отразится».
В принципе с этим согласен ведущий научный сотрудник Института торговой политики
Тем более что амбиции участников ЕЭП выходят за пределы трех стран и достигнутых вчера соглашений. В подписанной президентами декларации говорится, что «Таможенный союз и ЕЭП открыты для других стран». Александр Лукашенко даже готов рассмотреть заявку на вступление в ЕЭП любой из стран Европейского союза, а Дмитрий Медведев — вообще всего ЕС. Одновременно в подписанной вчера декларации говорится: «Развивая ЕЭП, мы движемся к созданию евразийского экономического союза». Похоже, что перед переговорными делегациями трех стран их лидерами поставлена новая задача, которую не удалось решить в рамках ЕЭП. Остается надеяться, что при строительстве ЕЭС в трехсторонние соглашения вернется та конкретика, которая пала жертвой стремительного движения к Единому экономическому пространству.
Вера СИТНИНА, Андрей СУСАРОВ