Возможно, скоро, объявив себя банкротом, индивидуальный предприниматель будет автоматически свободен от погашения долгов по потребительским кредитам. О введении такой нормы задумался Высший арбитражный суд (ВАС).
Сегодня частные предприниматели все чаще обращаются в суды, заявляя о банкротстве. Одна из главных причин этого — развитие системы кредитования в России. Закон о банкротстве, принятый в 2002 году, позволяет предпринимателю с долгами свыше 10 тыс. руб. объявить себя банкротом и освободиться от основной массы своих долгов. Год спустя он может вновь оформить необходимые документы и заняться бизнесом.
На этой неделе ВАС рассмотрит проект постановления «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей». «Президиуму
ВАС предстоит решить такие, например, вопросы: можно ли применять процедуру банкротства к индивидуальному предпринимателю, уже утратившему свой статус, а также каким должен быть порядок ареста имущества должника», — пояснил в интервью РБК daily замначальника управления, анализа и обобщения судебной практики ВАС Андрей Егоров. По его словам, существующий закон о банкротстве рассчитан в основном на юридических лиц и не дает судам четких ориентиров в отношении порядка проведения процедур банкротства предпринимателей — физлиц.
Арбитражные суды, правда, пока не особо перегружены делами обанкротившихся частников. Как поясняют в ВАС, их насчитывается в среднем не больше десятка на каждый субъект РФ. Но специалисты прогнозируют в ближайшее время увеличение их количества.
Документ ВАС, по мнению экспертов, далеко не идеален и может негативно сказаться как на самих предпринимателях, так и на кредиторах. Один из вариантов позиции суда предполагает автоматическое списание в процессе процедуры банкротства почти всех долгов предпринимателя, в том числе не связанных с предпринимательской деятельностью. А к ним могут относиться и потребительские кредиты. Причем вне зависимости от того, заявлял кредитор о своих требованиях в суд или нет.
«С правовой точки зрения это нелогично, потому что по российскому законодательству процедура банкротства применима к хозяйствующему субъекту, то есть к предпринимателю, а не к физическому лицу. И с какой стати долги могут считаться погашенными, если кредитор не заявлял своих требований?» — недоумевает менеджер компании AGA Management Николай Фрейтак. По мнению же разработчиков, такой вариант отвечает общепризнанной в мире идее о банкротстве как о процедуре, по результатам которой должник — физическое лицо утрачивает основное свое имущество, одновременно освобождаясь практически от любых долгов.
«Скорее всего, банки ограничат кредитование предпринимателей, поскольку те попадут в дополнительную группу риска», — считает старший вице-президент Связь-Банка Аркадий Комягинский. Данный вопрос, скорее всего, утратил бы смысл с введением в России отдельной процедуры банкротства физических лиц, такая практика давно существует в западных странах. Соответствующий законопроект сейчас разрабатывает МЭРТ. Однако его принятие, как уже заявляли законодатели, вряд ли возможно ранее 2008 года.