Уже две недели новостью дня остаются задержание и арест Алексея Френкеля и его предполагаемой пособницы Лианы Аскеровой. Через несколько дней после этих событий в Санкт-Петербурге милиция задержала трех бывших сотрудников местного филиала ВИП-банка: Андрея Белова и двух сотрудников службы безопасности — Сергея Ищева и Олега Тимофеева. Их подозревают в причастности к подрыву автомобиля бывшего вице-президента петербургского филиала ВИП-банка Дениса Кислицына. Каким же образом совпало раскрытие двух не связанных между собой уголовных дел, которые велись параллельно в Санкт-Петербурге и в Москве?
Практически все средства массовой информации наперебой стараются не только рассказать об этих событиях, но и найти как можно больше сопутствующей информации. За обычной деловой практикой пытаются увидеть то, чего нет. В итоге страдает репутация некоторых абсолютно благонадежных банков. Их заставляют оправдываться и опровергать несуществующие факты.
Современная финансовая система России связана внутри себя тысячами нитей деловых отношений. Инвестиционные компании, банки, заводы и иные предприятия самых разных форм собственности реализуют совместные проекты, подписывают сотни и тысячи договоров, в той или иной степени вступая в партнерские или просто деловые отношения. Будь все устроено иначе, без торговых операций и сотрудничества всех существующих в экономике страны хозяйствующих субъектов, деловая жизнь в России просто бы замерла в течение одного дня, а экономика впала бы в коллапс.
Ранее уже упоминалось, что Алексей Френкель неофициально руководил несколькими финансовыми структурами, но СМИ начали приписывать ему и те компании, с которыми он даже не сотрудничал. Надо отметить, что банковский круг достаточно узок, и между собой все финансовые структуры так или иначе соприкасаются, как минимум, общаются на банковских форумах. К тому же ВИП-банк, принадлежащий Френкелю, был активным игроком на межбанковском рынке, он в разной степени сотрудничал с различными финансовыми компаниями. Но это вовсе не означает, что все они являются партнерами ВИП-банка.
Почему-то никто из представителей СМИ не упоминает, что летом прошлого года, когда у ВИП-банка была отозвана лицензия, часть активов он выставил на продажу. Некоторые финансовые компании воспользовались выгодным предложением. Это вполне законно и логично как для продавца, так и для покупателей.
В частности, еще два года назад Инкредбанк вступил в переговоры с ВИП-банком на предмет приобретения у него системы денежных переводов. Коммерческий банк «Банк индустриальный кредит» (сокращенно ООО КБ «Инкредбанк») был создан пять лет назад. Он имеет лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и является участником системы страхования вкладов. Для выхода на новый уровень обслуживания и расширения розничных банковских услуг Инкредбанк заинтересовался рынком денежных переводов. Среди существующих систем VIP Money Transfer (VMT) имела ряд неоспоримых преимуществ. Иван Станкевич, заместитель председателя правления Инкредбанка, пояснил в беседе: «Эта система денежных переводов отличается от аналогичных в первую очередь самыми передовыми высокими технологиями. Во-вторых, система имеет хорошо развитую сеть не только в нашей стране, но и за рубежом. В-третьих, здесь собралась хорошо сработанная и слаженная команда из высококвалифицированных специалистов. Эта система позволила наладить взаимовыгодное сотрудничество со многими банками на новом уровне». Более того, система выделилась в отдельное юридическое лицо «Расчетная электронная палата». Это позволило сделать проект абсолютно прозрачным для партнеров, контролирующих органов и инвесторов. Сделка была успешно завершена, и 100% акций системы денежных переводов принадлежит в настоящий момент Инкредбанку. Прошедшей осенью был проведен реб-рендинг, и в данное время система денежных переводов называется «Лидер». Ольга Вилкул, председатель совета директоров системы международных денежных переводов «Лидер», в свою очередь добавила, что «все ключевые менеджеры и многие другие сотрудники остались верны команде. Мы продолжаем работать и развивать систему. На сегодняшний момент она обладает целым рядом преимуществ: с одной стороны, очень низкая комиссия за переводы для клиентов, которые осуществляются практически мгновенно, с другой — высокие проценты и бесплатное программное обеспечение для банков-участников».
Никто ведь даже в самом страшном сне не может себе представить, что, купив в магазине товар, в будущем он будет заподозрен в преступных связях с недобросовестными торговцами. Но почему-то сам факт обычной сделки купли-продажи одной из самых развивающихся российских систем на рынке денежных переводов в СМИ оказался искажен до неузнаваемости. Действительно, старую команду системы «Лидер» менять не стали, и некоторые сотрудники ВИП-банка, высококвалифицированные специалисты, никоим образом не замешанные в противозаконных действиях, были приняты на работу в Инкредбанк. «Ни о какой преемственности здесь не может быть и речи. После закрытия одного банка специалисты устраиваются на работу в другие финансовые структуры. Кроме того, для оперативного налаживания работы филиала и сохранения клиентской базы наиболее естественным шагом является прием на работу опытных профессионалов», — заявил Иван Станкевич. Можно добавить только то, что настоящих профессионалов на банковском рынке не так много, как это может показаться, и разбрасываться ими — непозволительная роскошь. К тому же составление пресловутого «черного списка» из специалистов только по причине, что они работали не в той компании, сродни «охоте на ведьм». Некоторую сумятицу в прессу внесло еще и то, что во многих адресных базах и телефонных справочниках до сих пор значатся старые адреса ВИП-банка, но в настоящий момент по ним располагаются уже совсем другие организации. Руководство Инкредбанка проинформировало, что офис «Центральный» и филиал Инкредбанка в Санкт-Петербурге действительно находятся в зданиях, где ранее располагался ВИП-банк. Но летом 2006 года здание на Большой Грузинской улице в Москве было приобретено и в соответствии с законодательством РФ полностью перешло в собственность Инкредбанка. А в Санкт-Петербурге была переоформлена аренда. «Эти сделки были совершены в связи с расширением Инкредбанка, созданием филиальной сети, дополнительных офисов и для удобства клиентов», — объясняет Иван Станкевич.
В конце беседы он добавил: «Инкредбанк не замешан в каких-либо противозаконных действиях, напротив, мы считаем, что содействие раскрытию преступлений — дело чести любой компании, в том числе и нашей. Руководство Инкредбанка не несет ответственности за поступки, совершенные нашими сотрудниками в нерабочее время, и надеется, что ситуация с задержанием Андрея Александровича Белова прояснится в самое ближайшее время и с него снимут все подозрения. Хочется надеяться, что убийство Андрея Андреевича Козлова будет в скором времени раскрыто. Главное, чтобы при этом не пострадали невиновные — ни компании, ни конкретные люди».
Илья БАРМИН