Ассоциация защиты информационных прав инвесторов (АЗИПИ) подвела итоги управления ОФБУ в 2006 году. Как следует из рэнкинга, опубликованного на сайте Investfunds.ru, большинство банковских фондов в прошлом году показали положительную доходность, лишь немного уступив по ряду позиций своим ближайшим конкурентам — ПИФам. Лучшие представители отрасли сумели заработать всего 60—70%, тогда как доходность лидеров среди интервальных и открытых паевых фондов находилась в пределах 80—90%.
Наибольшую доходность в прошлом году продемонстрировал ОФБУ «Базовые отрасли» под управлением «Уральского банка реконструкции и развития», заработавший 77,5%. Лучшим среди валютных фондов стал «Юниаструм индексный фонд китайских акций», показавший рублевую доходность 66,3%. В то же время у 60 из 84 ОФБУ, вошедших в рэнкинг, капитализация составила менее 30%.
Крупнейший банковский фонд «Петро коммерц-2» в прошлом году заработал 30,6%, отстав, таким образом, от среднестатистического показателя открытых ПИФов акций (46%) и фондов смешанных инвестиций (31,9%). Еще более скромные результаты показали валютные ОФБУ (вкладывают в иностранные инструменты), а 16 из них вообще показали отрицательную доходность. Например, стоимость паев фонда «Юниаструм индексный фонд мирового здравоохранения» за 2006 год снизилась на 9,5%, а фонд «Премьер глобальный фонд акций новых энергетических технологий» потерял 12,68%.
Более сопоставимые результаты оказались у крупнейших ПИФов и ОФБУ, активы которых превышают 1 млрд руб. Так, если доходность фонда «Доходный» Банка ЗЕНИТ, использовавшего агрессивную стратегию, за год составила 61,5%, то ПИФ акций «Петр Столыпин» (УК «ОФГ Инвест») — всего 50,7%. Фонд «Петрокоммерц-1» (банк «Петрокоммерц»), структура инвестпортфеля которого соответствует ПИФу смешанных инвестиций, заработал 31,2%, тогда как доходность фонда «Тройка Диалог — Дружина» была на уровне 27,9%. А фонд «Кутузов» (Юниаструм Банк), инвестирующий в облигации, сумел переиграть практически все российские ПИФы облигаций. По словам главного трейдера фондов семейства «Премьер» Юниа струм Банка Михаила Королюка, «мы показали достаточно высокие результаты благодаря тому, что использовали операции РЕПО, что ПИФы в принципе делать не могут».
По мнению начальника отдела портфельного менеджмента управления доверительного управления банка «Петро коммерц» Олега Якубова, фонды банка показали результаты выше многих ПИФов смешанных инвестиций, хотя управляющие и не ставили задачи переиграть рынок. «Доля акций в наших фондах не превышала 40%, что связано с пожеланиями инвесторов, которые выставили определенные требования по соотношению риска и доходности», — заявил Олег Якубов.
Глава управления доверительного управления активами Банка ЗЕНИТ Сергей Матюшин считает, что правильнее сравнивать сопоставимые по активам ПИФы и ОФБУ. «Мобильность и инвестиционная стратегия у фонда с активами в несколько миллиардов, как правило, существенно отличаются от небольших фондов», — говорит Сергей Матюшин. По его словам, у ОФБУ больше инвестиционных возможностей, но не всегда это приводит к желаемому результату, особенно если на рынке происходят заметные колебания. В качестве примера он приводит фонд производных инструментов «Перспективный», который в прошлом году показал доходность 8,36%. «Во втором полугодии фонд заработал 35,1%, но у нас было обязательство по выкупу акций в случае снижения их стоимости на 15%», — рассказал Сергей Матюшин. В мае-июне рынок акций «просел» более чем на 15%, и в итоге даже сильный рост рынка во втором полугодии не компенсировал потерь от сделок.
Что же касается валютных ОФБУ, большинство из которых на рынке представлено семейством «Премьер» (Юниаструм Банк), то, как пояснил Михаил Королюк, их результаты необходимо оценивать с оглядкой на сопоставимые индексы. «В частности, можно сравнить результаты работы фонда «Рисковых инвестиций в технологические компании», долларовая доходность которого составила 23,9% с индексом S&P global technology industry group, за год выросший всего на 14,7%. Вместе с тем, как признает Михаил Королюк, далеко не всегда бумаги, в которые вкладывались валютные фонды, приносили ожидаемые результаты. Например, «Фонд рисковых инвестиций в медико-биологические компании» вложился в акции американской компании Adolor, сто имость которых с сентября снизилась в три раза.
Альберт КОШКАРОВ