Минфин сейчас всерьез рассматривает возможность отмены ускоренной амортизации для лизинга. По мнению лизингового сообщества, такое решение может сократить рынок на треть, обанкротить множество компаний, а оставшихся заставит уйти в офшоры.
Эта тема стала основной на прошедшей конференции «Лизинг в России 2010», проведенной «Эксперт РА». Кирилл Царев, президент Объединенной лизинговой ассоциации, рассказал, что ассоциация направила соответствующий запрос в министерство финансов и получила ответ за подписью замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Сергея Разгулина. В нем, ссылаясь на принятые основные направления налоговой политики, подтверждается «проведение анализа практики применения повышающих коэффициентов к норме амортизации с целью принятия решения об их дальнейшем использовании». И сейчас в минфине «ведется работа по оценке целесообразности установления ограниченного перечня основных средств, в отношении которых в целях налогообложения прибыли организаций к основной норме амортизации может применяться специальный ускоряющий коэффициент, предусмотренный для амортизируемого имущества, являющегося предметом лизинга».
Никто из сотрудников ведомства на конференцию не приехал. Позицию министерства озвучила Лариса Усович, гендиректор «Центра развития континентального права», компании, привлеченной минфином в качестве эксперта. «Минфин исходит из того, что льготы предоставлены, но не всегда они оправданны. Указанное письмо было направлено в администрацию президента, где, собственно, и родилась идея о том, что коэффициент ускоренной амортизации необходимо сохранить, но надо определить те виды основных средств, в отношении которых он будет оставлен. Эта идея в принципе поддержана и одобрена минфином, — подтверждает она. — Мы вышли как эксперты со следующим предложением. Минэкономразвития сейчас разрабатывает новый закон о лизинге.
В нем предполагается несколько серьезных преференций для этой отрасли. Мы предлагаем увязать отмену ускоренной амортизации с принятием нового законопроекта. Сейчас идут переговоры с минфином о создании большой совместной группы, в рамках которой эти решения будут приниматься. Законодательной инициативы сегодня нет, нет какой-то сформулированной поправки в Налоговый кодекс. Есть план, есть идея, есть желание. Я почти уверена, что не будет резких изменений, но думать о том, какие виды оборудования войдут в этот перечень, придется».
Игроков рынка это намерение повергло в шок. Все недоумевают, зачем именно сейчас, когда отрасль только-только начала выползать из кризисной ямы, понадобились эти эксперименты. И зачем наносить удар по лизингу, который является чуть ли не основным инструментом обновления производства — той самой модернизации, о которой говорят сейчас на каждом углу.
«Учитывая, что половина основных фондов в России физически изношена, а морально — наверное, все 90—95%, лизинг должен являться одним из тех инструментов, который позволит, по моему пониманию, модернизировать наше производство, — считает депутат Госдумы, глава Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков. — Поэтому инициатива минфина вызывает большое удивление на фоне разговоров о модернизации, инновационном развитии и ставит под вопрос выполнение этих задач».
По его словам, расчеты показывают, что бюджет практически ничего не выиграет от отмены ускоренной амортизации, а лизинговый бизнес будет поставлен под вопрос. «Все это делается только для того, чтобы в ближайшие
Надежда Фоменко, замгендиректора «ВТБ-лизинг» подтверждает, что сейчас многие компании уже просчитывают варианты действий при отмене ускоренной амортизации. «У многих возникает желание сменить место регистрации и перевести свои лизинговые компании в те зоны, которые позволяют использовать нулевые ставки по налогу на имущество или другие льготы. Анализируется Калининградская область, Чувашия, а также плюсы и минусы переезда», — утверждает она.
Проблемы лизинговой отрасли перекинутся на банки, предупреждают эксперты. «Треть привлеченных средств лизинговыми компаниями — банковские кредиты. Лизинговые компании — один из крупнейших заемщиков банковской системы по долгосрочному кредитованию. Отмена ускоренной амортизации приведет к тому, что большая часть лизинговых компаний вынуждена будет закрыться и обанкротиться (на совещаниях многие говорят — мы уже приняли такое решение). Оставшимся придется реструктурировать графики лизинговых платежей. В результате большинство игроков свои текущие обязательства перед банками выполнять не смогут и у банков образуется дыра», — объясняют они.
Скорее всего сейчас у лизинговых компаний начнутся проблемы с финансированием, поскольку кредитовать отрасль с непонятным будущим в нынешней ситуации вряд ли кто захочет.
В компаниях поясняют, что сохранение ускоренной амортизации необходимо в силу специфики российских условий. «Если бы не было ускоренной амортизации, мы не могли бы правильно рассчитать риски и вернуть себе капитал, — утверждает Олег Литовкин, гендиректор ЛК «УРАЛСИБ». — Каждый из нас знает, в каком виде возвращается предмет лизинга в России, который используется в Сибири, в карьерах, в строительстве. Но не живет у нас грузовик 7 лет (существующая норма амортизации, которая действует еще с советского права). У нас машина китайского производства живет полтора года, после этого ее надо просто выкинуть. «КАМАЗ» живет в условиях Крайнего Севера и Сибири два — два с половиной года, после чего выбрасывается. Любая строительная, карьерная техника
При этом в лизинговом сообществе уверены, что бюджет от отмены амортизации не выиграет, поскольку в долгосрочной перспективе потери перекроют полученные кратковременные доходы. «Произойдет кратковременное повышение сбора налогов на прибыль, потому что предприятия не смогут применять ускоренную амортизацию. Увеличатся сборы налога на имущество, — считает Сергей Клишо. — А теперь о том, что потеряет бюджет. В первую очередь прибыль, которую платят все предприятия лизинговой индустрии. Второе — огромную сумму НДС, поскольку лизинговое сообщество на самом деле в значительной части финансирует госбюджет по НДС. Не будет ускоренной амортизации, резко сократятся объемы лизинга, резко упадет объем налога НДС, которое собирает государство. А в бюджете сбор НДС — это первый налог. В моем понимании государство ровным счетом ничего не получит. Эффект будет отрицательным — а считать надо».
Александр Михайлов, вице-президент по развитию бизнеса компании EUROPLAN, считает, что отмена ускоренной амортизации негативно отразится на российских предприятиях и предпринимателях: «Стимулирующие меры следуют отменять, когда они внесли свой вклад и теряют эффективность. А сегодня уровень проникновения такого финансового инструмента обновления основных средств как лизинг исчисляется единицами процентов в объеме капитальных затрат, да и сами инвестиции занимают небольшую долю в ВВП. К тому же ускоренная амортизация — это не субсидия, когда бюджет
Ольга ЗАСЛАВСКАЯ