Под термином «пузырь» подразумевается ситуация, когда цена активов начинает значительно превышать их базовую стоимость. Цена как бы «надувается» и совсем не отражает реального положения дел. В экономической среде употребляются термины «ценовой пузырь», «финансовый пузырь», «спекулятивный пузырь». Все они означают одно и то же явление, и чаще всего экономисты называют его просто пузырем.
Как выглядит пузырь
Первый признак пузыря — это его неузнаваемость на начальной стадии. Рядовые инвесторы на этом этапе, как правило, не чувствуют возникновения критической ситуации, поскольку весьма сложно отследить момент, когда участники рынка начинают игру не по правилам.
Чаще всего пузыри распознаются задним числом, когда они уже лопнули. Экономист Хайман Мински, автор гипотезы финансовой нестабильности, выделял пять этапов развития пузырей: замещение, бум, эйфория, изъятие прибылей и, наконец, паника. Существует несколько интерпретаций этой схемы, но суть механизма остается неизменной.
Стадия первая: замещение
Замещение происходит, когда инвесторы начинают в массовом порядке вкладываться либо в новые технологии, либо в бумаги, ставки по которым традиционно были низкими. На этом этапе доходность прочих инструментов резко снижается.
Классический пример — падение федеральных фондов США с 6,5% в мае 2000 года до 1% в июне 2001-го. За тот же период доходность 30-летних ипотечных бумаг упала на 2,5% до исторического минимума в 5,21%, создав предпосылку для возникновения будущего пузыря.
На первом этапе рынок всегда переживает беспокойные времена, а инвесторы фокусируются лишь на одном либо нескольких «модных» инструментах.
Стадия вторая: бум
После замещения цены начинают медленный рост, а затем прибывающее количество инвесторов дает им серьезный импульс, подготавливая площадку для грядущего бума. На данном этапе растущие активы попадают в поле зрения средств массовой информации. Инвесторы активно вкладываются в инструмент, который может оказаться очень выгодным в будущем, и это привлекает к нему все новых и новых покупателей.
Стадия третья: эйфория
Эта стадия характеризуется резким взлетом стоимости активов. В такие моменты инвесторы часто отметают все предосторожности в погоне за прибылью, а «теория большего дурака» вовсю овладевает их умами. Согласно этой теории, нужно скупать активы, не особо обращая внимание на качество оных, и сбрасывать их на пике роста, потому что всегда найдется «больший дурак», который эти активы обязательно купит.
Так, в 1989 году, когда в Японии надулся пузырь на рынке недвижимости, земля в Токио стоила 139 тыс. долларов за квадратный фут (0,3 кв. м), что на тот момент в 350 раз превышало стоимость земли на Манхэттене. Когда этот пузырь лопнул, цены на рынке недвижимости упали на 80%, а фондовые индексы — на 70%.
Похоже надувался и пузырь доткомов: в 2000-м совокупная стоимость всех интернет-активов, торговавшихся на NASDAQ, превышала ВВП многих стран мира.
Стадия четвертая: изъятие прибылей
К этому моменту все инвесторы поумнее, видя настораживающие признаки, начинают избавляться от переоцененных инструментов и забирают прибыль. Но определить точный момент, когда пузырь лопнет, весьма непросто. К тому же это способно всерьез повредить финансовому здоровью игрока, поскольку, как утверждал экономист Джон Кейнс, «рынки могут сходить с ума дольше, чем вы можете оставаться в здравом рассудке».
Стоит отметить, что, для того чтобы проколоть пузырь, достаточно малейшего колебания, и после этого он уже не сможет надуться заново.
Стадия пятая: паника
Теперь активы так же стремительно падают в цене, как до того росли. Инвесторы, видя, как быстро они обесцениваются, стремятся избавиться от них любой ценой. По мере снижения спроса дешевеют и ранее популярные ценные бумаги.
Один из ярчайших примеров паники — октябрь 2008 года, после того как инвестбанк Lehman Brothers объявил о банкротстве, а ипотечные компании Fannie Mae, Freddie Mac вместе со страховым гигантом AIG едва не отправились вслед за ним. Тогда индекс S&P 500, включающий в себя показатели 500 крупнейших компаний, рухнул на 17%, а в целом мировые рынки потеряли 9,3 трлн долларов, или 22% от их общей капитализации.
Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА, Banki.ru