Глава Сбербанка РФ Герман Греф считает, что государство, запланировавшее приватизацию, должно преследовать цель повышения эффективности управления в экономике, а не зарабатывания денег, и толкать банки к консолидации и публичности.
«Государство — единственный продавец, который продавая, зарабатывает дважды… получает доход разовый… и получает налоги. Продав собственность, оно продолжает зарабатывать. Больше ни один собственник такой привилегии не имеет», — сказал глава крупнейшего банка РФ. — Поэтому государство не должно максимизировать цену продажи, оно должно пытаться поддерживать оптимальный баланс и конкуренцию на рынке».
Власти РФ готовят масштабную распродажу активов, рассчитывая получить около 1 триллиона рублей в ближайшие три года от приватизации 10 крупнейших компаний и банков, и продолжить сокращение доли государства в экономике в 2014—15 годах.
«В собственности государства должно находиться только то, что необходимо ему для выполнения его прямых функций. Все остальное должно быть продано», — сказал Греф журналистам иностранных СМИ.
Глава крупнейшего госбанка, который также попал в перечень приватизируемых предприятий, поддерживает сокращение доли государства в экономике, которая сейчас превалирует над частной.
«Мы видим, что зачастую переразмеченный государственный сектор становится фактором стагнации целых отраслей… в период кризиса государство вынуждено было национализировать целый ряд активов. Сейчас важно, чтобы эти активы были приватизированы», — считает Греф.
Это, по его мнению, позволит более эффективно управлять активами и восполнить потраченные государством кризис ресурсы.
«Приватизация должна проводится очень активно, и это один из очень позитивных сигналов, в том числе, для инвесторов в российскую экономику, и очень хороших возможностей для приобретения активов в этот период времени», — сказал глава Сбербанка.
«Она (приватизация) должна быть достаточно масштабной… Спрос на первоклассные активы есть».
Чтобы в РФ пришли прямые инвестиции, нужно улучшать инвестиционный климат, который сейчас оставляет желать лучшего
«Потоки капитала обходят Восточную Европу в целом и Россию в частности. Здесь не знаешь, радоваться или плакать… на фоне отсутствия тенденции к укреплению рубля мы не имеем спекулятивного притока, что в общем для экономики неплохо. Ситуация которая сейчас складывается, она достаточно неплохая — нет искусственных пузырей в этой части».
Повышение ставок ЦБР Греф ждет в первом полугодии 2011 года на фоне ускорения инфляции.
Еще одним испытанием российской экономики глава Сбербанка называет повышение налоговой нагрузки.
«На мой взгляд, повышать налоги надо в самую последнюю очередь, когда не остается ничего больше… С точки зрения экономики налоги повышать все равно плохо».
Бремя государево
Греф считает, что статус госбанка не дает Сбербанку никаких привилегий, а напротив, наделяет бременем в виде социальной нагрузки.
«Никаких преимуществ нету (от государства). Сила бренда исторически идущего — да, она есть… огромная филиальная сеть, с одной стороны преимущество, а с другой — головная боль: содержать больше половины сети в мелких населенных пунктах, где она либо на грани, либо за гранью окупаемости», — сказал он.
От сберкассы нынешнему госбанку достались «две стороны медали». «Сколько неэффективности и советских привычек… это же никогда не работало как банк, а как министерство по раздаче денег… три года с этим бьюсь, пытаясь повернуть лицом к клиенту».
Греф считает, что нужно толкать банки к консолидации, стимулировать частное владение и подталкивать крупные финансовые институты к публичности, что будет упрощать контроль за ними со стороны ЦБР.
«Конечно, нужно крупные банковские структуры подталкивать, чтобы они выходили на биржи, уходили от частного владения, чтобы их отчетность была публичной. Это еще один механизм контроля, так как не все можно делать средствами ЦБ», — сказал он.
Греф говорит, что банковская система РФ «переразмеренна по количеству банков», и ей необходимо увеличение требований к капиталу.
«Российскому рынку показана консолидация, и правильно, чтобы шло укрупнение структур… Но не думаю, что нужно укрупнение дальше государственных структур… нужно постепенно приватизировать и ВТБ, и Сбербанк».
Исходя из объема российской экономики, банков может быть в два раза меньше, чем сейчас, добавляет он.
«Что за банкир у которого нет капитала в $6 миллионов? В основном — это такие конторы-прачечные», — говорит он.
Оксана КОБЗЕВА