Вчера стало известно, что Минфин в очередной раз готов ужесточить нормы по валютному контролю. Если в ноябре он разместил проект, согласно которому в паспорте сделок по внешнеторговым операциям российские компании обязаны указывать данные о контрагентах, банке и валюте, то теперь компаниям также придется указывать и срок возврата денежных средств.
Минфин намерен обязать нерезидентов включать во внешнеторговые контракты сроки поставки товара или же сроки возврата переведенных за рубеж денежных средств. Резиденты же должны обеспечить получение денег на свои счета за проданные нерезидентам товары, услуги и интеллектуальную собственность. Подобное ужесточение неудивительно, учитывая, что отток частного капитала, по словам главы ЦБ Сергея Игнатьева, за январь-ноябрь этого года достиг 29 млрд долл.
По словам партнера Goltsblat BLP Владимира Чикина, поправки к закону могут создать неравенство российского участника перед иностранным и еще больше ограничить свободу договора по срокам, зато ограничение валютного контроля позволит госорганам без особого труда привлечь участника подобного договора к административной ответственности за нарушение валютного законодательства. За нарушение же предусмотрен штраф в размере до всей суммы невозвращенных средств.
Старший юрист компании Roche & Duffay Сергей Будылин считает, что, очевидно, нормы касаются валютного регулирования и должны препятствовать неконтролируемому оттоку валюты из страны. «Если речь идет о схеме по выводу денег за рубеж, ее «авторы» обычно забывают указать в контракте этот срок, чтобы избежать штрафа при неполучении выручки. Для борьбы с подобными злоупотреблениями и предлагается обязать резидентов непременно указывать срок оплаты в контракте», — говорит
По его мнению, для добросовестных резидентов (как экспортеров, так и импортеров) ничего, по сути, не поменяется. Торговое финансирование по-прежнему не возбраняется, надо лишь указывать срок оплаты. Недобросовестным резидентам станет сложнее выводить средства за границу, хотя в то же самое время законопроект формально не запрещает установить срок оплаты, например, в сто лет. Банкам же, как агентам валютного контроля, придется теперь проверять внешнеторговый контракт еще и на наличие статьи о сроке оплаты.
Антон ВЕРЖБИЦКИЙ