Уходящий год стал для российских банков первым посткризисным годом. Если весь 2009 год финансовые организации занимались подсчетом убытков, которые были получены осенью 2008-го, то в 2010-м о кризисе все стали постепенно забывать. Тем не менее, интересных событий в банковской сфере едва ли стало меньше. В связи с этим «Лента.Ру» решила составить рейтинг банков, которые (по совершенно разным причинам) стали «лицом» 2010 года.
10. «Арвест»
Армавирский банк «Арвест» не имел шансов войти ни в один банковский рейтинг ни по объему активов, ни по уровню проникновения, ни по количеству и качеству оказываемых услуг. Но в наш рейтинг «Армвест» все же попал: он стал первым, у кого ЦБ в 2010 году отозвал лицензию.
Кроме того, «Арвесту» принадлежит и еще одно такого же рода достижение. В качестве мотивировки к отзыву лицензии у этого банка ЦБ применил формулировку «недостаточность капитала». Таким образом, «Арвест» стал первой финансовой организацией, пострадавшей от новых правил Центробанка, согласно которым с 1 января 2010 года все банки должны были увеличить капитал до 90 миллионов рублей.
«Россия» и Газэнергопромбанк
«Россия» и Газэнергопромбанк провели, пожалуй, самое заметное слияние на российском финансовом рынке. Две финансовых организации, входившие в топ-50 банков, объединились в одну, которая заняла место в тридцатке с общими активами более чем на 200 миллиардов рублей.
Поскольку и у «России», и у Газэнергопромбанка было несколько акционеров, то пришлось долго считать, кто сколько получит в объединенной финансовой организации. У «Коммерсанта» получилось, что доля структур «Газпрома» в финансовой организации составит 16,7 процента голосующих акций, а бизнесмена Юрия Ковальчука — 25,3 процента. Именно Ковальчук и станет крупнейшим акционером банка.
Правда, эта оценка не учитывает еще одну сделку: непосредственно перед слиянием с Газэнергопромбанком Ковальчук выкупил 5,99 процента акций «России» у ИК «Аброс». В результате доля бизнесмена увеличилась до 30,3 процента голосующих акций.
Сумма сделки, о которой было объявлено еще в начале года, так и осталась неизвестной. Из двух брендов (Газэнергопромбанк и «Россия») единая финансовая организация, что немудрено, выбрала «Россию».
8. «Славянский» и Традо-банк
В середине ноября на Рублевском шоссе произошел странный даже по московским меркам инцидент. Кортеж банкира Матвея Урина подрезал машину гражданина Нидерландов Йоррита Фаассена. Когда та остановилась, из кортежа выскочили охранники Урина, разбили бейсбольными битами стекла в автомобиле Фаасена, а самого иностранца избили.
Неизвестно, получила бы история продолжение, если бы Йоррит Фаассен был простым голландцем. Но он оказался бывшим членом правления одной из компаний, аффилированных с «Газпромом». В результате кортеж задержали, а охранников вместе с банкиром арестовали.
Зачем Урину понадобилось избивать голландца, до сих пор неизвестно. Однако после его задержания дела у банков, которые, по неофициальной информации, ему принадлежат, стали идти хуже некуда. С конца ноября у «Славянского» и Традо-банка стали возникать трудности с выплатой средств. С 29 ноября ЦБ запретил этим финансовым организациям принимать вклады от населения, а в начале декабря — и вовсе отозвал лицензию. В ЦБ утверждали, что с хулиганством (именно так классифицирует избиение милиция) Урина эти действия не связаны. При этом в ЦБ обнаружили, что часть активов банка перед отзывом лицензий было украдено. В общем, запутанное дело.
7. Сбербанк
Сбербанк фигурировал в российских финансовых новостях постоянно, но седьмое место ему «Лента.Ру» решила отдать не за то, что он начал публиковать списки уволенных сотрудников и не за его выход на рынок паевых инвестиционных фондов. Сбербанк, по его собственным прогнозам, должен заработать в 2010 году чистой прибыли астрономические 150 миллиардов рублей. Сколь огромной ни казалась бы такая цифра, к концу ноября Сбербанк уже перевыполнил план: за 11 месяцев прибыль финансовой организации составила 152,5 миллиарда рублей.
В 2011 году Сбербанк не собирается останавливаться на достигнутом. По данным российских информагентств, в следующем году чистая прибыль крупнейшей финансовой организации страны составит более 200 миллиардов рублей. Зарабатывать под руководством Германа Грефа банк учится на всем: от уже упомянутых ПИФов до построения собственного инвестиционного банка и продажи непрофильных активов, полученных в качестве залогов по кредитам.
6. Фондсервисбанк
Как неизвестному банку попасть на первые полосы всех деловых СМИ, не заплатив при этом им ни копейки? Руководители Фондсервисбанка знают ответ лучше других. 1 октября финансовая организация наняла в качестве советника президента банка по инвестициям и инновациям неудавшуюся шпионку Анну Чапман.
«В лице банка госпожа Чапман нашла, как мы надеемся, надежного партнера в осуществлении ряда своих проектов, а банк обрел исключительно креативного и, что также важно, разносторонне подготовленного сотрудника, действительно озабоченного судьбой России, проблемами совершенствования отечественной промышленности», — витиевато выразились пиарщики банка в пресс-релизе.
Дивиденды банку Чапман начала приносить сразу же. По данным портала «Маркер», «исключительно креативная» девушка уже начала создавать «3D-информационное пространство», на базе которого Чапман хочет снимать анимационное кино. Кроме того, она помогает банку в проекте, связанном со строительством: Чапман занимается разработкой модульных блоков из облегченного бруса.
5. МФК
Формально миллиардер Михаил Прохоров решил отдать часть своего банка своим друзьям-миллиардерам еще в конце декабря 2009 года. Но воплощение проекта «финансовый сноб» пришлось на 2010-й. Изначально в состав акционеров «Международного финансового клуба» вошли владелец холдинга «Нафта Москва» Сулейман Керимов, совладелец «Русала» и «Реновы» Виктор Вексельберг, совладелец Evraz Group Александр Абрамов. Впоследствии выяснилось, что в список акционеров МФК вошла и владелец компании по производству автокомпонентов «Кате» Екатерина Игнатова, больше известная как жена главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова.
В конце года МФК объявил об одной заметной вылазке на розничный рынок: банк Михаила Прохорова и других миллиардеров решил заняться спасением бедствующего «Капитал Тура». МФК согласился купить компанию, если та договорится с кредиторами и представит план спасения. «Капитал Тур» этой возможностью не воспользовался — сделка не состоялась.
4. «Вест»
Банк «Вест» имел все шансы затеряться среди сотен таких же, как он, если бы не его упорство. ЦБ отозвал лицензию на осуществление профильных операций у «Веста» в феврале 2010 года, но уже в октябре вынужден был его вернуть. С февраля до октября прошло несколько судебных заседаний, причем все инстанции подтвердили правоту «Веста».
Этот случай стал первым в российской истории, когда ЦБ вернул лицензию банку по решению суда. Правда, «Коммерсант» обращал внимание, что на момент возвращения лицензии капитал «Веста» был меньше, чем установленная ЦБ норма в 90 миллионов рублей. Пока, впрочем, повторная атака регулятора на «Вест» не началась.
3. «Почтовый»
«Бронза» в нашем рейтинге досталась банку, который пока не существует — «Почтовый» чиновники задумали создать только в 2011 году. По их замыслу, «Почтовый» должен стать альтернативой Сбербанку и ВТБ и повысить конкуренцию в банковском секторе. Создаваться он будет, как не сложно догадаться, на базе отделений «Почты России» при помощи ВЭБа и подконтрольного ему Связь-банка.
Для того чтобы не тратить государственные деньги, в ВЭБе решили привлечь к созданию Почтового банка частного инвестора, который бы получил не больше 25 процентов акций финансовой организации. Этого партнера должны были выбрать в 2010 году, но в середине года выяснилось, что сроки сдвинулись. «Сроков уже нет. Люди исходили из того, что все решено, а когда посмотрели на те вопросы, на которые нет ответа, поняли», — заявлял тогда министр связи Игорь Щеголев.
К концу года ничего не прояснилось: частный партнер так и не выбран, а чиновники, судя по данным деловых СМИ, не могут договориться о важных вопросах. В частности, непонятно, кто будет компенсировать «Почте России» выпадающие доходы от передачи финансового бизнеса в Почтовый банк.
2. ВТБ
Если Сбербанк в 2010 году сумасшедшими темпами накапливал прибыль, то ВТБ искал, куда бы ее потратить. Госбанк сначала договорился о приобретении Транскредитбанка приблизительно за 50—55 миллиардов рублей, а потом назвал справедливыми слухи о том, что ВТБ заинтересован в покупке Банка Москвы. К концу года слухи о покупке этого актива, впрочем, поутихли, но оно и понятно: Банк Москвы начала проверять Счетная палата.
ВТБ в разное время называли претендентом на ХКФ-банк — с помощью этого приобретения госбанк мог бы выйти на рынок экспресс-кредитования. Эти слухи пока не подтвердились.
Зато ВТБ смог удивить рынок, приобретя миноритарный пакет в Росбанке у «Интерроса» Владимира Потанина. Раньше этот актив уже переходил ВТБ в качестве залога, но теперь, похоже, госбанк пришел в Росбанк надолго. Вскоре этот актив будет объединен с другими банками Societe Generale в России — «Русфинансом», «Дельтакредитом» и «Банком Сосьете Женераль Восток». После этого стоимость пакета ВТБ должна увеличиться. Не исключено, что тогда госбанк займется поиском покупателя на актив. Правда, как ни крути, управлять этим бизнесом будут французы — слишком уж маленький пакет (всего 12 процентов) окажется во владении ВТБ.
1. Межпромбанк
Финансовая организация сенатора от Тувы Сергея Пугачева уникальна по многим параметрам. Как только журналисты стали пристально копаться в документах Межпромбанка, сразу же обнаружилось, например, что просроченными у банка оказались 99,7 процента кредитов.
Центробанк, однако, не спешил отзывать лицензию у Межпромбанка. Когда тот не смог вернуть ЦБ беззалоговый кредит, он был превращен в залоговый. Но потом с Межпромбанком начали судиться клиенты — от «Северстали» до «Сухого», и ЦБ все же отступил: лицензия была отозвана 5 октября. А уже в конце ноября в ЦБ открыто признали, что финансовые трудности Межпромбанка оказались беспрецедентными. Например, собственные средства Межпромбанка оказались на уровне минус 30 миллиардов рублей.
В общем, давно в России лицензия не отзывалась у банка, который входил в топ-30 российских финансовых организаций по объему активов. Удивительно при этом, что внятных комментариев от самого Пугачева получено так и не было. Он как был сенатором, так и остается — потеря бизнеса, видимо, никак не сказалась на его политической карьере.
Особого упоминания в рейтинге заслуживает банк «Траст», запустивший рекламу с самим Брюсом Уиллисом. Уиллис сменил на рекламных логотипах российского супермена Владимира Турчинского, скончавшегося в декабре 2009 года.
Александр ПОЛИВАНОВ