В новейшей столичной истории пошатнувшиеся политические позиции столичного мэра не раз оборачиваются серьезными проблемами у Банка Москвы. Так было во время кризиса доверия к банкам 2004 года, так же события развиваются и сейчас. Правда, на этот раз с куда более серьезными последствиями для обоих фигурантов скандальных информационных кампаний, развернувшихся против них в СМИ. Интересно, что аудитория, на которую ориентированы кейсы «анти-Лужков» и «анти-Бородин», разные, но инструментарий в отдельных случаях очень похож.
Апогеем информационной кампании, направленной против Юрия Лужкова, стало дело о пчелах. На их реабилитацию после воздействия смога столичные власти якобы решили направить 256 млн руб., что в два раза больше средств, выделенных на лечение инвалидов. На прошлой неделе Савеловский суд частично удовлетворил иск Лужкова: СМИ обязаны опубликовать опровержение и выплатить по 10 000 рублей компенсации за причиненный моральный вред.
И вот те же самые «пчелы» теперь налетели на Банк Москвы. Благо у него появился претендент на покупку: любимый банк министра финансов Алексея Кудрина ВТБ, и теперь каждая ложка с дегтем, которая положена в бочку с медом, окажется там не напрасно. Она поможет сбить цену за пасеку под названием Банк Москвы, которую может получить ее совладелец и президент Андрей Бородин. Он, кстати, неоднократно заявлял, что не собирается продавать свои акции (20,3% на двоих со Львом Алалуевым, в соотношении 4 к 1). Чем только подогрел азарт соперника, претендующего на получение 100%-ного контроля над банком.
В результате участники рынка и потребители финансовых услуг, всегда охочие до скелетов в шкафу крупнейших банков, смогли в значительной мере удовлетворить свое любопытство. Для начала банку припомнили историю «с бородой» про выплату зарплат сотрудникам с помощью страховой ренты, минимизирующей налоги. В 2007 году налоговики интересовались такими выплатами за 2001—2005 годы, но дальнейшего хода дело не получило. Затем общественности предъявили финансирование бизнеса супруги мэра Елены Батуриной из муниципальных денег, которыми пополнился капитал Банка Москвы. Об этом было известно больше года назад, по данному делу УБЭП ГУВД по Москве в сентябре уже выносило постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Но теперь уже одним информационным давлением не обошлось.
Вчера стало известно, что ГУВД Москвы все-таки возбудило уголовное дело в отношении неустановленных лиц — сотрудников банка, выдавших кредит ЗАО «Премьер Эстейт» на 12,8 млрд руб. из средств, полученных в оплату допэмиссии банка. Следствие пришло к выводу, что у компании не было намерений и реальной возможности исполнения обязательств по договору, говорится в постановлении о возбуждении уголовного дела, которое цитирует РИА «Новости». Сотрудники банка, указывается в нем, знали о недостоверности сведений о залоге, однако ввели в заблуждение руководство банка.
Средства пошли на приобретение у Батуриной участка площадью 58 га, сделка была структурирована в интересах фонда Argo Capital Partners. Фонд приобрел «Премьер Эстейт» и таким образом стал владельцем прав на данный участок. В «Банке Москвы» заявляют, что частичное погашение долга уже произошло, оставшиеся средства будут возвращены в срок и в полном объеме. Те, кто после всего описанного захочет продолжения шоу со скелетами, могут подождать результатов следствия и проверки банка Счетной палатой, затеянной сразу после объявления о предполагаемой сделке. Судя по тому, как лихо закручиваются вокруг банка очередные сюжеты, публику оно вряд ли разочарует.
Возможно, кому-то хватило бы перечисленного, чтобы жалостливо попросить ВТБ выкупить у них акции банка хоть за сколько-нибудь. Однако людей, переживших не один кризис во главе крупной структуры, этим не проймешь. Они понимают: в стране действует система избирательного силового воздействия и правосудия, уголовные дела могут как открываться, так и закрываться, а владельцы бизнеса, бывает, пересидев лихие времена на туманном Альбионе, возвращаются обратно как ни в чем не бывало.
По-настоящему испугаться, пожалуй, стоило вчерашней публикации «Ведомостей». В ней сообщалось о негативной оценке бизнеса «Банка Москвы» топ-менеджментом ВТБ в ходе встречи с аналитиками инвестбанков. Со слов неназванных аналитиков, финдиректору ВТБ Герберту Моосу не нравится то, что правительство города не контролирует банк, у него подозрительно низкая просрочка и нет аудитора из «большой четверки». Госбанк эти слова не подтвердил, указав, что они неверно интерпретированы, а Банк Москвы с изложенными тезисами и вовсе не согласился — банк считает, они продиктованы желанием менеджмента ВТБ снизить стоимость его акций.
Незадача? Отнюдь, заканчивается материал на мажорной ноте: оказывается, переизбрать Бородина на общем собрании можно только по инициативе Бородина, «хотя подтверждений этому найти не удалось». Может,
Елена ЗУБОВА