Citigroup предупреждает об угрозе новой волны банковских крахов и суверенных дефолтов в Европе, если лидеры ЕС не выработают эффективные методы борьбы с кризисом, пишет британская газета The Daily Telegraph. Главный экономист банка Виллем Буйтер заявил, что еврозона парализована игрой на «слабо»: Европейский Центральный банк и правительства европейского валютного союза берут друг друга на испуг.
Обе стороны пытаются переложить друг на друга поддержку стран южной Европы и Ирландии, что увеличивает риск распространения долгового «заражения». «Рынок не собирается ждать до марта, когда власти ЕС соберутся действовать сообща. Мы можем получить обвал нескольких суверенных государств и банков. Они сейчас слишком легкомысленны», — заявил Telegraph экономист Citigroup.
Кредитный стратег Citigroup Global Markets Марк Шофилд считает, что Португалии уже в скором времени понадобится спасительная помощь от ЕС, и «крайне вероятно, что Испании придется пойти этим же путем». Это может превысить €440-миллиардный стабилизационный европейский фонд. «Реструктуризация некоторых суверенных долгов неизбежна. Есть шанс, что Испания может пойти на это, но долговая траектория выглядит нежизнеспособной, если не будет найдено общеевропейское решение», — заявил Шофилд.
Боб Даймонд, исполнительный директор Barclays с 2011 года, заявил Sky News, что есть высокая вероятность того, что одна или несколько стран будут вынуждены выйти из еврозоны, несмотря на сохранение валютного союза другими его участниками.
Накануне рейтинговое агентство Moodys предупредило о возможном снижении рейтинга Португалии с A1 на одну или две ступени. Впрочем, Moodys заявило, что платежеспособность этой страны не вызывает вопросов. Fitch Ratings, в свою очередь, поставило долгосрочный рейтинг Греции BBB- в список на пересмотр с негативным прогнозом.
На последней встрече европейские лидеры пообещали сделать все, что потребуется, чтобы сохранить валютный союз, но не предложили никакого конкретного плана действий. Политики отказались наращивать стабилизационный фонд и выпускать общие облигации ЕС. Между тем, бывший премьер-министр Ирландии Джон Брутон, возглавляющий сейчас ирландский Международный центр финансовых услуг, призвал европейских лидеров собраться сразу после Рождества, чтобы выработать стратегию возрождения еврозоны, пишет Irish Times.
«Лидеры должны сидеть вместе до тех пор, пока не достигнут полного взаимопонимания во всем, что нужно сделать, — [пока не выполнят] всю свою работу, а не только ее фрагменты. Только что-либо такого масштаба может дать рынкам основания доверять», — считает Брутон.
При этом, как указывает Брутон, проблемы ирландской банковской системы, которые вынудили страну взять помощь от ЕС, говорят о системных проблемах всей еврозоны. «Например, ирландские банки должны 113 млрд евро германским банкам, 107 млрд евро британским банкам и большие суммы бельгийским банкам. Если ошибка была в том, что ирландские банки заимствовали эти деньги, то ошибку сделали и те, кто их дал в долг. Кредитование банков регулируется их странами, а не Ирландией», — рассуждает бывший премьер-министр Ирландии.
Виллем Буйтер из Citigroup заявил, что у ЕЦБ есть нематериальные активы на 2—4 трлн евро для выпуска денег и вмешательства в более существенных масштабах, но такие действия размыли бы денежно-кредитную и фискальную политику. «Это стало бы проклятием для Германии», — пишет британское издание.
«Германские политики рассматривают монетизацию суверенного долга как дорогу в Веймар», — считает Виллем Буйтер. ЕЦБ уверен, что предпринятая им скупка облигаций «стерилизует» рынки, а не стимулирует их или проводит количественное смягчение.
По мнению главного экономиста Citigroup, значительная часть западного мира стоит перед фискальным кризисом. Динамика японских долговых обязательств находится в переломном моменте, на котором долговая эмиссия превышает внутренние сбережения, заставляя обращаться к иностранным инвесторам за фондированием. «Кто захочет покупать облигации страны, где долг составляет 220% ВВП при безрисковой ставке в 1,25%», — задается вопросом Буйтер.
Кроме того, США также отягощены долгами, как и любая европейская страна, что делает их крайне уязвимыми в случае, если доходность казначейских облигаций США продолжит расти. «Госдолг США уже составляет 93% ВВП, но если вы будете учитывать долги Fannie и Freddie [ипотечные гиганты], он достигнет 130%, что равносильно Греции, — рассуждает экономист Citigroup. — Это всего лишь вопрос времени, когда рынки обратят внимание на США».
Наталья ИЩЕНКО