Год, начинавшийся с опасений второй глобальной рецессии, для России завершается «неплохо», оценила министр экономического развития Эльвира Набиуллина: за 11 месяцев ВВП вырос на 3,7%. «Надеемся, что декабрь тоже будет неплохой», — сказала Набиуллина: рост ВВП составит 3,8%. Полгода назад Минэкономразвития рассчитывало на рост в 5%, но помешали жара и засуха.
Стагнация преобладает в настроениях. После всплеска в сентябре — октябре замедлился рост промышленности и инвестиций, прервался тренд роста доходов населения, что привело к сокращению темпов потребления: у населения вырос пессимизм в отношении ожидаемых и произошедших изменений в экономике, говорится в мониторинге ведомства. 2011 год для экономики будет «спокойным и вялым», ожидает Владимир Тихомиров из ФК «Открытие». Ни потребительского, ни инвестиционного бума не просматривается, говорит Ксения Юдаева из Сбербанка: рост доходов населения ограничен, а главным инвестором будет государство. 2011-й — год умеренных темпов роста ВВП (около 4%) при высокой инфляции (10,5%): неблагоприятный инвестклимат делает маловероятным сценарий ускорения экономики за счет притока частного капитала, считает Кирилл Тремасов из Банка Москвы.
Приятный сюрприз могут преподнести цены на энергоносители, ожидает Александр Морозов из HSBC: плюс $10 к цене барреля ускорят рост экономики на 1,5 п. п., при $88 она вырастет на 4,8%. Нефть компенсирует и возможное замедление ВВП
Инфляция, безусловно, станет главной темой года, солидарны эксперты. К середине года она ускорится до 10%, потом снизится до менее чем 9%, но если урожай снова будет плохим, то ценовое ралли обеспечено и во второй половине года, говорит Тихомиров. Морозов ожидает, что и без плохого урожая инфляция в 2011 г. будет выше, чем в 2010-м, — 9,5%. В 2010 г., учитывая зафиксированное Росстатом ускорение роста цен в декабре, инфляция составит 8,5—8,6%. Рост процентных ставок в 2011 г. уже предопределен, уверены эксперты.
Кризис показал, что экономика в нем и пребывала, говорит Тихомиров: «Все внутренние изъяны остаются — «перманентный кризис» не закончился». Осознание уроков кризиса наступает: после 1998 г. оно помогло воплотить реформы, смягчившие последствия нового кризиса, теперь очевидно, насколько нужна реструктуризация экономики, привлечение частного капитала, продолжает он, но вряд ли 2011 год станет поворотной точкой, реформы — дело послевыборных лет. «Будет активизироваться работа с иностранными инвесторами: рассчитывать на то, что денег много и сами справимся, не приходится», — не исключает потепления инвестклимата Юдаева.
Бюджет будет в фокусе внимания весь год, уверены эксперты. Рост цен на сырье может привести к допрасходам в преддверии выборов, что повысит риски для бюджета и платежного баланса, указывает Наталия Орлова из Альфа-банка. Но даже в предвыборный год процесс не выйдет
Консервация
Без реформ России вряд ли удастся стабильно прибавлять более 3,5% в год: «В этом случае отрезок времени, за который она по качеству жизни сможет сравняться со странами Запада, будет измеряться жизнью нескольких поколений», — предупреждают эксперты «Ренессанс капитала» и РЭШ.
Ольга КУВШИНОВА