Автомобильный рынок в этом году чувствовал себя намного лучше, чем в прошлом. Аналитики ожидают, что в итоге с января по декабрь будет продано 1,9—2 млн. машин. А вот прогнозы на будущий год не столь радужны. Эксперты считают, что темпы роста продаж будут гораздо ниже. По их подсчетам, «потолок» в 2011-м — это плюс 10—15%.
По сведениям Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)в России, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ за ноябрь к тому же месяцу прошлого года выросли на 80% и достигли 189 902 штук. За 11 месяцев в стране было реализовано 1 млн. 706 тыс. 254 машин, или на 28% больше, чем за тот же период прошлого года. Лучше всего в ноябре продавались автомобили марки Lada (49 534 машин, рост на 107% к ноябрю 2009-го). На втором месте — Chevrolet (12 298, рост на 93%). Третью строчку занимает Renault — 9900 машин (рост на 58%). На четвертом месте — Kia (9200 штук, рост на 27%). На пятом месте расположился Nissan — 9149 машин (рост на 178%).
Как отмечают аналитики АЕБ, ноябрь продемонстрировал самый высокий с декабря 2008 года рост рынка, который продолжает восстанавливаться, стремясь к показателю 1,9 млн. проданных машин за год. Это значительно выше всех предыдущих прогнозов ассоциации. Эксперт департамента оценки независимой консалтинговой группы Петр Клюев объясняет рост рынка в 2010 году двумя факторами. Первый — это низкая база 2009 года. В самом деле, авторынок во время кризиса «лежал», и, если после этого он встал хотя бы на колени, это уже хорошо. Второй фактор — государственная программа утилизации старых машин. «Однако к концу года эта программа практически себя исчерпала, — заметил «НИ»
Эксперт отметил еще одно важное обстоятельство: в последние месяцы продажи на российском рынке практически не увеличиваются. К прошлому году они действительно впечатляюще растут, а к каждому предыдущему месяцу заметно замедляются. «Так, если в сентябре 2010 года продажи автомобилей по сравнению с августом выросли на 14%, то в октябре этот показатель составил всего 2,2%, — утверждает Петр Клюев. — А в ноябре рост практически прекратился — продажи увеличились чуть более чем на 0,2%». Таким образом, делает вывод аналитик, сейчас российский рынок вошел в фазу стагнации или в лучшем случае резкого замедления темпов своего восстановления. Ближайшее будущее, по его словам, не сулит перемен. «В 2011 году будет свернута госпрограмма по стимулированию продаж, и это негативно отразится на российском авторынке. К тому же и вся экономика страны находится в стагнирующем состоянии — падение показателей не фиксируется, однако и существенных темпов роста не наблюдается, а это явно не способствует росту потребительского бума. В результате темпы роста продаж в 2011 году, скорее всего, будут гораздо ниже, чем в нынешнем. Вряд ли производителям стоит рассчитывать на более чем 10—15%», — полагает специалист.
Заместитель исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Алексей Сереженкин более оптимистичен. «Свою роль в нынешнем восстановлении рынка сыграл отложенный спрос, — рассказал «НИ» эксперт. — Люди ведь всегда хотят купить авто, однако в прошлом году они были осторожны и предпочитали деньги не тратить. Сейчас ситуация изменилась». В качестве аргумента он приводит тот факт, что сейчас, чтобы купить нужную модель, в автосалоне приходится ждать месяц-другой. Тем не менее и
О 2013 годе как о сроке восстановления говорит и министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко. Правда, он считает, что к 2014-му Россия имеет все шансы стать рынком номер один в Европе по продажам машин, преодолев отметку в 3 млн. автомобилей. Пока основания для таких надежд есть. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей, по итогам ноября продажи в ЕС к прошлому году упали на 7,1% — до 1,07 млн. Но что будет через три года, зависит не только от нас, но и от европейцев.
Евгения ЗУБЧЕНКО