«Автомобильная отрасль в России постепенно восстанавливается после кризиса и уже готова к новым инвестициям, новым большим проектам», — заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании, посвященном реализации стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2020 года, которое проходило вчера в Нижнем Новгороде.
Производство автомобилей в 2010 году выросло почти в 2 раза. «Растут также и продажи автомобилей, — подчеркнул глава правительства. — Причем во всех сегментах — легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовиков и автобусов. В среднем рост продаж новой автомобильной техники составил 30% по сравнению с 11 месяцами 2009 года, легковых автомобилей было продано больше, чем в прошлом году, на 330 тысяч, легковых коммерческих автомобилей — на 38 тысяч, грузовиков — на 40 тысяч». По словам премьера, такой устойчивый рост сохранится и в следующем году.
Действительно, автопром в этом году стал локомотивной отраслью всего отечественного промпроизводства.
Эксперты отмечают три основных фактора роста. Первый — мощнейшая господдержка. «В 2010 году на стимулирование внутреннего спроса было направлено более 44 млрд рублей, в том числе свыше 13 млрд рублей по программе утилизации и льготного кредитования покупок новых машин. «Еще 30 млрд рублей было направлено на приобретение автомобилей и дорожно-строительной техники для нужд федеральных и региональных органов власти», — отметил премьер.
«Программа утилизации внесла большой вклад в оживление спроса на рынке», — подтверждает гендиректор «Арманд Пежо» Аркадий Бирюков. С ним соглашается и директор по развитию бизнеса Auto-Dealer.Ru Олег Дацкив. «Рынок вытянула практически только она», — категорично заявляет он. Всего с начала 2010 года в России было продано более 1 миллиона 600 тысяч легковых автомобилей. Из них 515 тысяч автомобилей отечественных марок (что в полтора раза превышает прошлогодний показатель) и 555 тысяч иномарок, произведенных на российских предприятиях зарубежных компаний. Почти половина проданных «Жигулей» (порядка 200 тысяч) реализована в рамках программы утилизации автохлама.
Второй фактор — отложенный спрос. «Многие не обновляли автопарк в 2008 и 2009 годах
Третьим фактором роста продаж автомобилей стало возобновление автокредитования. «Такого бума кредитных продаж, как был до кризиса, пока еще нет, но кредитование оживляется», — говорит Дацкив. По его данным, до кризиса в кредит продавалось 50—60% автомобилей, в кризис — 10%, сейчас в среднем 30% автомобилей.
Ну, и, наконец, последним фактором, раскрутившим спрос, стал разрекламированный в СМИ дефицит автомобилей. «
Прогнозы на будущий год также весьма оптимистичны. Практически все факторы, присутствующие в этом году, сохранятся и в будущем. Программа утилизации продолжится и распространится не только на легковые автомобили, но и на грузовики и автобусы. «В 2011 году мы продолжим программу стимулирования спроса на автомобили, — сказал он. — На эти цели из федерального бюджета будет выделено более 17 млрд рублей, в том числе на утилизацию 3,5 млрд, на программу льготного кредитования — 2,8 млрд, на перевозки на Дальний Восток — 1 млрд».
«Мы с оптимизмом смотрим в будущее, — говорит Бирюков. — В этом году в Калуге открылся завод. Руководство концерна готово в ближайшие годы довести производство до 300 тысяч машин в год».
По оценкам Дацкива, рост рынка в будущем году составит 15—20% — до 2,4 млн автомобилей.
В будущем году появится ряд новых бюджетных моделей (например, Hyundai Solaris, КIA QB), запланированный объем продаж которых 60—120 тысяч в год. Большие планы у «Автоваза». Накануне АвтоВАЗ, Сбербанк и госкорпорация «Ростехнологии» подписали меморандум о взаимопонимании по долгосрочному развитию и модернизации «ИжАвто». До 2014 года на Ижевском автозаводе предполагается создать производственные мощности, позволяющие выпускать 300 тысяч машин в год.
При этом Минпромторг предлагает расширить перечень автомобилей, входящих в программу льготного кредитования, дополнив его тремя позициями: «Хендай Соларис», «Фиат Линеа» и «Шевроле Лачетти».
«Следующий год — это год потребителя, — делает вывод Дацкив. — Предложение превысит спрос и покупатели смогут рассчитывать на выгодные условия покупки».
В дальнейшем ситуация может измениться. Без модернизации с отменой программы утилизации продажи «Автоваза» вновь затормозятся. Также пока неясны дальнейшие условия работы в России зарубежных автопроизводителей. Правительство разработало новые правила промышленной сборки, которые скоро могут быть введены в действие. Одно из ключевых положений гласит, что иностранные автоконцерны должны производить в России не менее 300 тысяч машин в год и практически все детали вплоть до двигателя также должны быть made in Russia. Пока же им достаточно производить минимально 25 тысяч с локализацией сварки и окраски кузова.
Сейчас эти правила дают возможность работать в России только концерну Renoult-Nissan. Все остальные не производят более 150 тысяч автомобилей в год. «300 тысяч от каждого производителя — это слишком много для нашего рынка, а если новые правила вступят в силу, это может означать для иностранцев потерю огромных инвестиций», — рассуждает Дацкив. Эксперты предполагают, что новыми правилами правительство хочет привлечь Renoult к финансированию «Автоваза», обеспечив ему практически монопольное положение на рынке. «Получив деньги, правила вновь можно будет поменять», — отмечают они.
Чиновники же пророчат российскому автопрому большое будущее. Министр промышленности РФ Виктор Христенко заявил, что доля отечественных автомобилей к 2020 году должна составить 80% к общему объему продаж в России.
Вчера в ходе визита Путина на ГАЗ концерн Daimler AG и «Группа ГАЗ» подписали соглашение об организации в России контрактной сборки легких коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter.
Екатерина ШОХИНА