Это шестая часть серии «О рождении новой экономики: вызывающие дождь». Почему, несмотря ни на что, мы смело говорим о том, что кризис не завершен?
По нескольким причинам, из которых важнейшие таковы: а) доля задействованных производственных мощностей в США остается на историческом рецессионном или околорецессионном уровне (около 75%); б) рынок труда по-прежнему находится в бедственном положении: число рабочих мест — на уровне 2004 г. (ни одна предыдущая рецессия, кроме, возможно, Великой депрессии, не показывала столь ужасного значения спустя 19 месяцев после достижения формального дна спада); в) рынок жилья — эпицентр кризиса — почти не показывает признаков серьезного восстановления, несмотря на невероятным объем стимулов. На горизонте маячат такие серьезные риски, как формирование и взрыв финансового пузыря в Китае, жесткий суверенный долговой и бюджетный кризис G7, проблемы пенсионного обеспечения.
Но сейчас — пир во время тлеющей чумы, которая успела выкосить первую жатву… Финансовые рынки, как будто бы, пребывают в твердом убеждении, что new normal — это никакой не new, а просто normal. Прибыли большой части корпораций уже возвращаются к докризисным уровням (речь идет о транснациональных корпорациях, никто не говорит о малом бизнесе — у него же такой низкий free float), цены разного рода активов показывают чудеса, одно ралли сменяется другим — вот опять и до нефти дошло, и даже экономический рост вроде бы
В 1936 г., в середине Великой депрессии («окне урагана»), рост ВВП США составил 13%. В 1934—1937 гг. американский ВВП вырос более чем на 60% на расходах государства и частных потребителей, тогда как безработица поразительным образом осталась на уровне 17% (см. Джим Кинн, http://www.theburningplatform.com). Со дна — II квартала 2009 г. — ВВП США вырос всего на 5,1%, тогда как уровень безработицы в сопоставимых показателях составляет сейчас 23% (с учетом частичной занятости). Из наших предыдущих «обзоров будущего» следует, что мы не удивлены. Перед нами — симуляция выхода из кризиса, а точнее, — массированная попытка удержать на плаву старую экономическую модель, что совсем не равнозначно решительному преодолению тяжелых проблем прошлого и уверенному, осознанному движению в будущее.
Вероятно,
Окончание см. в январе.
Николай КАЩЕЕВ
Автор — начальник аналитического отдела казначейства Сбербанка