Розничная сеть «Мосмарт» обошла конкурентов в сегменте private lable. Как стало известно «Ведомостям», ритейлер начал открывать сеть продаж банковских услуг под собственной торговой маркой «Финансовые услуги Мосмарт». Пока сеть предлагает покупателям кредитные карты и потребкредиты, затем рассчитывает ссужать на покупку автомобилей или жилья.
В сеть «Мосмарт» входит 11 магазинов разных форматов от крупных гипермаркетов до магазинов «у дома». Валовая выручка ЗАО «Мосмарт», торгового оператора сети, в 2005 г. составила $250 млн. По 100% компаний «Мосмарт», «Гиперцентр» и «Гиперцентр-Девелопмент» (владеют частью недвижимости сети) принадлежит кипрской Sarnatus, 75% которой контролируют Михаил Безелянский и Андрей Шелухин, а еще 10% и 15% — фонды Eastern Property Holdings (EPH) и ENR Russia Invest SA. Часть строящейся недвижимости сети — у люксембургской Hypercentre Investments, собственниками которой являются швейцарская Jelmoli Holding AG (49%), EPH (26%), Безелянский и Шелухин (25%). Бенефициары Jelmoli, EPH и ENR — семья Георга фон Опеля, Густав Стенболт и европейские институциональные инвесторы.
Отделение банка в супермаркете — явление привычное, редкий ритейлер сегодня не сдает кредитным учреждениям площади в аренду. Отдельные сети, например «Седьмой континент» и «Ашан», даже обзаводятся собственными банками («Финсервис» и «Аккорд») для обслуживания потребителей прямо за кассой. «Мосмарт» решил сэкономить на покупке банка с лицензией. Как сообщил «Ведомостям» заместитель гендиректора сети Семен Слуцкий, с конца прошлого года «Мосмарт» начал открывать в своих магазинах мини-отделения банков под собственным брендом «Финансовые услуги Мосмарт». Поставщиком услуг выступил GE Money Bank (бывший Дельтабанк).
По сути, в «Мосмартах» работают отделения GE Money Bank, но потребитель видит лишь вывеску ритейлера. «Сеть предоставляет банку помещения и трафик, консультируют покупателей сотрудники банка, — уточнил Слуцкий. — Но мы не просто сдаем площади в аренду и позволяем пользоваться своей вывеской, у нас своего рода виртуальное СП. Есть соглашение, которое позволяет обеим сторонам учитывать и разделять издержки и доходы отделений «Финансовых услуг Мосмарт». Есть пропорция, в которой эти доходы будут делиться, но она не раскрывается. Слуцкий заверил, что ни сам «Мосмарт», ни его дочерние предприятия не планируют получать банковскую лицензию или инвестировать в банковскую деятельность. «Для нас это маркетинговый ход», — заметил он. Слуцкий также добавил, что GE Money Bank — генеральный партнер сети в этом проекте, но не исключено, что позднее у «Мосмарта» появятся и другие поставщики: уже в этом году «Финансовые услуги Мосмарт» рассчитывают начать выдавать автокредиты, ипотечные кредиты и предлагать страховые услуги. GE Money Bank пока предлагает лишь кредитные карты и потребкредиты, уточнила руководитель пресс-службы GE Money Bank Екатерина Тоутон, подтвердившая факт партнерства с «Мосмартом».
Эксперты считают находку «Мосмарта» перспективной. «Для ритейлера такой прием — огромный плюс: сеть может сменить поставщика финансовых услуг на любого другого и получить выгодные процентные ставки, устроив тендер между банками. Это чистой воды private lable сети, где покупатель не знает конечного товаропроизводителя. А банк в этом случае лишь наращивает клиентскую базу», — комментирует директор по маркетингу ИФК «Алемар» Сергей Глухов. Рынок услуг private lable востребован на Западе — например, в Германии пользуется спросом мобильная связь под маркой местного ритейлера Aldi, указывает директор департамента собственных торговых марок сети «Виктория» Артем Прахов. «На волне роста этого рынка в России «Мосмарт» может построить конкурентоспособную банковскую сеть», — считает Прахов. Правда, для этого нужна крупная собственная сеть, а у «Мосмарта» масштабы розницы весьма скромны, замечает начальник управления внешних связей банка «Финсервис» Вячеслав Хабибов. Идея выдавать в супермаркетах ипотечные и автокредиты не вызвала на рынке скепсиса. «Магазин — хороший канал для продвижения ипотеки: вряд ли там будут заключаться сделки, но справиться с приемом заявок мини-офисам вполне по силам», — считает директор департамента продаж Городского ипотечного банка Игорь Жигунов. Автокредиты в магазинах — распространенная практика на Западе, и в России появление этой услуги закономерно, считает аналитик «Уралсиба» Андрей Никитин. «Седьмой континент» эту практику уже внедрил: по словам Вячеслава Хабибова из «Финсервиса», банк запустил автокредитование в конце прошлого года, заключив договоры с 27 московскими автосалонами. «Кредит на машину в магазинах взяли около десятка москвичей», — уточнил он.
Банки в магазинах
Финансовые услуги под собственной маркой предлагают большинство ведущих зарубежных ритейлеров. Наиболее широкая линейка у британской Tesco — в супермаркетах сети работают отделения Tesco Finance & Insurance, где можно получить кредит вплоть до ипотеки, застраховать имущество, получить консультацию брокера о том, куда лучше инвестировать свободные средства. Пункты Wal-Mart Financial Service в крупнейшей американской сети выдают моментальные потребкредиты и кредитные карты, Marks & Spencer предлагает кредиты на путешествия, потребкредиты и разные виды страховок.
Мария ПЛИС, Юлия ЯРОШ