Первый год после финансового кризиса оказался тяжелым для банковского сектора. В США обанкротилось рекордное количество банков с 1992 года. В России сокращение не столь масштабное, но носит системный характер и продолжится в 2011 году.
2010-й стал годом выхода из мирового финансового кризиса, но в банковском секторе все еще неспокойно. В США в уходящем году разорились 157 банков — максимальное число со времен банковского кризиса 1992 года, сообщает газета The Wall Street Journal. В России дела обстоят чуть лучше: исчезло 49 банков, почти для 40% из них это было связано с реорганизацией. Крупнейшим банкротством года стал крах Межпромбанка Сергея Пугачева. Всего под нож Банка России попала 21 кредитная организация. Среди них Хоум-банк и Сахадаймондбанк —
Суммарные активы разорившихся в США банков составили $92,1 млрд, что свидетельствует о небольшом размере банков. В 2009 году в США обанкротились 140 банков, однако их суммарные активы были гораздо больше — $169,7 млрд. Начиная с 2008 года обанкротилось 322 банка с активами в $633,7 млрд и общей стоимостью $79,5 млрд.
«Если смотреть на активы разорившихся банков, то пик пришелся на 2008 год», — отмечает исполняющий обязанности директора департамента банкротств Федерального фонда страхования вкладов США (FDIC) Джим Виганд. — Мы надеемся, что количество банковских банкротств достигло своего пика в 2010 году и дальше пойдет на убыль».
В России пиковые показатели сокращения числа банков, безусловно, приходятся на конец 90-х годов. «Потом пики этого показателя были в 2006 году, когда с рынка ушли 111 банков, в 2009-м их стало меньше на 112. В 2007 и 2008 годах количество отозванных лицензий составило по 70 с небольшим», — вспоминает главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин.
Остается очень низким количество вновь открываемых кредитных организаций. «С 2007 года по август текущего года не было открыто ни одного нового банка», — констатирует Осин.
«Как и рождаемость в нашей стране, численность банковского сектора неуклонно сокращается, — говорится в обзоре банковского сектора, выпущенного центром экономических исследований Московской финансово-промышленной академии (ЦЭИ МФПА). — Одна из первых причин проста: у потенциальных инвесторов и собственников нет интереса к созданию новых банков». Этот интерес остается только у иностранцев, но в очень ограниченном количестве. Так, в 2010 году было создано всего две кредитные организации: «Фольксваген Банк Рус», учреждённый одноимённым немецким концерном для финансирования выдачи автокредитов, и «Объединенные платежные системы» — небанковская кредитная организация с начальным капиталом в 90 млн руб., созданная для обслуживания терминальных платежей. Еще одна причина отсутствия роста числа российских банков — активность в сфере слияний и поглощений. «Если раньше экспансия иностранных банков считалась основным драйвером на рынке слияний и поглощений, то в посткризисный период первое место заняли региональные поглощения банков своими коллегами, — говорит директор ЦЭИ МФПА Сергей Моисеев. -
Безусловным лидером поглощений является Восточный экспресс банк, принадлежащий команде известного банкира Игоря Кима. Не удивлюсь, если спустя годы за счет поглощения розничных банков он сумеет вырастить второй УРСА-банк».
Поглощением года эксперты называют сделку между банком «Россия» и Газэнергопромбанком. «Фактически банк «Россия» купил мешок с деньгами — у Газэнергопромбанка были хронические проблемы с размещением ликвидности», — отмечает Моисеев. Правда, вместе с этим «России» досталась головная боль в виде санируемого Собинбанка.
«Полагаю, что доля слияний-поглощений будет постепенно увеличиваться, но основным элементом сокращения числа банков останутся в среднесрочном периоде банкротства и отзыв лицензий. Банки продолжают вести бизнес «по лекалам» периода кредитного бума, и лишь рост числа банкротств, который пока оказался весьма сдержанным, заставит финансовую систему меняться по своей собственной инициативе. К тому же для активизации деятельности в сфере М&А многим крупным банкам надо ещё поднакопить резервы и собственные средства», — заключает Осин.
В отличие от США, в России сокращение количества банков — целенаправленная политика ЦБ.»Взять, к примеру, законодательное требование к увеличению минимального уставного капитала. С 1 января 2012 года он должен составлять не менее 180 млн рублей. Ряд банков не пройдут этот минимальный порог, поэтому они будут вынуждены либо уйти, либо слиться с кем-то. На сегодняшний день банков, не соответствующих этим требованиям, порядка 200. В основном это региональные мелкие банки», — уточняет аналитик по финансовому сектору ИК «Ренессанс Капитал» Светлана Ковальская. «Экономике просто не нужен широкий сегмент банков, который не удовлетворят требованиям, связанным с предоставлением долгосрочных и дешевых кредитов предприятиям реального сектора, а работает преимущественно в розничном, девелоперском и финансовом сегменте, — добавляет Осин. — Консолидация кредитного сектора, увеличение доходов крупных банков за счет расширения их рыночной доли снизит бюджетные риски в случае новой волны мирового долгового кризиса. Повысится и прозрачность банковского сегмента. При всех недостатках политика консолидации, по-видимому, не имеет значимых альтернатив».
Екатерина МЕРЕМИНСКАЯ, Сюзанна КАМАРА