В этом году российские банки усилят маркетинговую активность. Основные ее черты — развитие информационных ресурсов для малого бизнеса; регулярное проведение маркетинговых акций, направленных на привлечение малых предприятий; повышение открытости информации о кредитах; рост числа целевых программ кредитования, а также создание специальных партнерских программ. Такие выводы можно сделать из совместного доклада Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) и консалтинговой компании «Финист».
Вообще в прошедшем году банкам удалось достичь неплохих результатов с точки зрения повышения комфортности сотрудничества с малыми предприятиями, считает вице-президент НИСИПП Владимир Буев. Во-первых, заметно улучшилось качество консультирования и продаж. Соответствующий индекс вырос на 40%, хотя к концу года он несколько снизился по сравнению с пиковыми значениями, приходящимися на май 2010 года. Во-вторых, банки существенно смягчили кредитную политику, что отразилось на росте соответствующего индекса на 38%. За 2010 год в среднем по рынку ставка снизилась с 20,5% до 16,2%. Более того, отдельные банки смогли предложить малому бизнесу даже лучшие условия, чем до кризиса.
При этом постепенно увеличивались суммы кредитов, доступных по программам для малого бизнеса (до 400 млн рублей). Впрочем, в какой-то мере это можно объяснить желанием кредиторов побороться за средний бизнес, так как весь год банкиры жаловались на дефицит качественных заемщиков.
Одновременно банки декларировали увеличение сроков кредитования. Банковские менеджеры обращают внимание на готовность своих учреждений удлинить кредит до 18—36 месяцев. Но такие сроки будут доступны лишь избранным клиентам.
Очень осторожно банки снижали требования к длительности ведения хозяйственной деятельности заемщиков, и понятно почему: в кризис многим компаниям пришлось пройти реорганизацию, и финансисты не могли этого не учитывать.
И еще, заметили эксперты: на протяжении всего прошлого года банки искали новые подходы к залоговой политике, меняя методики дисконтирования и оценки рисков. Однако нельзя сказать, чтобы тут в конце концов была сформирована однозначная тенденция. Возможно, в этом году новые подходы будут найдены.
Евгений ТИХОНОВ