«Русснефти» удалось реструктурировать задолженность перед Сбербанком и трейдером Glencore. Согласно новым условиям, для обоих кредиторов будет действовать единая процентная ставка — 9%, а выплачивать долг «Русснефть» сможет до 2020 года. Такие условия позволят компании экономить 200 млн долларов ежегодно и вкладывать средства в рост добычи.
«Русснефть» подписала изменения к условиям соглашений со своими кредиторами — Сбербанком и швейцарским трейдером Glencore, говорится в сообщении нефтекомпании. Согласно новым условиям, ставка будет одинакова для обоих кредиторов и равна 9%. Ранее она составляла 12% годовых для банка и около 9% для Glencore. Срок полного погашения долга продлен с 2017 до 2020 года. Сумма долга на данный момент составляет $6,2 млрд, $1,7 млрд «Русснефть» должна Glencore, остальное — Сбербанку.
«Русснефть» — восьмая по объему добычи нефтекомпания России. В 2009 году добыла 12,7 млн тонн нефти, переработала на своих предприятиях 7,6 млн тонн нефти. По 49% компании принадлежит Михаилу Гуцериеву и АФК «Система», еще 2% у Сбербанка, которые он получил как основной кредитор компании.
У Glencore глава и создатель «Русснефти» Михаил Гуцериев занял $2 млрд еще в 2003 году, чтобы основать компанию. Задолженность «Русснефти» перед Сбербанком накопилась за время, когда компания была под контролем Олега Дерипаски, которому господин Гуцериев продал ее в конце 2006 года (год назад сделка была расторгнута и «Русснефть» вернулась к Михаилу Гуцериеву).
Изменению условий соглашения между «Русснефтью» и кредиторами предшествовали длительные переговоры. В конце сентября 2010 года Михаил Гуцериев говорил, что нефтекомпании удалось договориться с кредиторами о снижении процентной ставки по кредитам с 12% до 8%. Он уточнял, что с Glencore «Русснефть» рассчитается постепенно: в год она будет выплачивать своему трейдеру только 3%, а остальные 5% — в рассрочку в течение десяти лет. Теперь речи о таком разделении выплат по процентам не идет, сообщил «Ъ» источник в нефтекомпании. Также господин Гуцериев отмечал, что с основным кредитором — Сбербанком — «Русснефть» сможет рассчитаться уже в 2017 году. Однако, как пояснил «Ъ» источник в компании, такой сценарий возможен только при сохранении высоких цен на нефть и ослаблении налоговой нагрузки.
Реструктуризация долга дала компании возможность вернуться к «нормальной кредитной истории», отметил источник «Ъ» в «Русснефти». Снижение процентов позволит экономить порядка $200 млн ежегодно, эти деньги планируется вложить в развитие текущих и новых проектов. Инвестиции позволят в перспективе довести объем добычи нефти до 18 млн тонн, отмечается в сообщении нефтекомпании. Такого показателя «Русснефть» планирует добиться к 2017 году, уточнил «Ъ» источник в компании. Суточная добыча «Русснефти» уже выросла в пересчете на год с 11,2 млн до 13 млн тонн по сравнению с весной, когда Михаил Гуцериев вернулся в Россию, чтобы снова возглавить компанию. Сейчас господин Гуцериев не исключает приобретения «Русснефтью» новых добывающих активов в России и за рубежом.
Виктор Марков из «Цэрих Кэпитал Менеджмент» считает, что новые условия кредитного соглашения позволят «Русснефти» выплачивать долг без ущерба для операционной деятельности, отмечает эксперт. Константин Юминов из Rye Man & Gor Securities считает, что высвободившиеся средства «Русснефть» будет тратить на покупку новых активов, скорее всего, это будет приобретение лицензий на небольшие месторождения в районах, где компания уже работает. Он полагает, что, если сохранятся высокие цены на нефть и «Русснефть» будет активно наращивать добычу, в дальнейшем кредитное соглашение может быть перезаключено на еще более выгодных для компании условиях.
Ольга ЯГОВА