Любители редких явлений знают про комету Галлея, появляющуюся раз в 75 лет и вызывающую всеобщий ажиотаж. Последний раз она появлялась в 1986 году, так что не все читатели Forbes рассчитывают дожить до ее следующего появления. Зато сегодня мы становимся очевидцами явления не менее редкого, и оно должно вызвать значительно больший ажиотаж.
Прямо сейчас, впервые почти за 70 лет, дивидендная доходность рынков акций превысила доходность облигаций к погашению. Произошло качественное изменение: действительно, разница между доходностью акций по прибыли и доходностью корпоративных облигаций достигла рекордных 8%.
Последние 60 лет рынками акций управляла сложная и эффективная машина спекуляции — инвесторы рассчитывали не на дивиденды, а на рост стоимости акций. Не то чтобы модель сильно поменялась, но большой объем ликвидности, вылившейся на рынки, и низкие процентные ставки сделали облигации дорогими, а прошедший кризис существенно снизил стоимость акций, которые не вернулись к своим предкризисным оценкам — для этого нужны серьезные сигналы о восстановлении экономики.
Такие сигналы есть. Рост розничных продаж в Китае за 2007—2010 годы перевесил падение в США. Мировой ВВП растет на 3,5% — так же как в 2004—2007 годах. Потребление стали — главный индикатор объема инвестиций в производственные мощности — вышло на докризисный уровень. Доля наличности в балансах корпораций достигла самого высокого уровня с 1952 года. Вместе с растущей активностью по слияниям и поглощениям это говорит о высоком потенциале роста в ближайшее время.
Более того, сигналы услышаны инвесторами. За последние несколько месяцев доля акций в портфелях глобальных макрофондов существенно выросла, но не достигла максимальных значений. В текущем состоянии рынки акций как бы застыли, приготовившись к прыжку.
При этом, конечно, рынки неоднородны. Акции Индонезии, Индии и Китая дороги за счет общей любви инвесторов к их эффективной экономике и быстрому росту потребления. Монголия дешева за счет малоизвестности и неликвидности. Украина, Россия — за счет всеобщей нелюбви к противоречивой политике и неэффективной экономике.
Россия вообще сегодня самая дешевая страна в БРИК и одна из самых дешевых в мире. По коэффициенту Р/Е она в 3 раза дешевле Индии и в 2,5 раза дешевле Нигерии! Разброс Р/Е между странами БРИК сегодня на уровне конца 2008 года. Поскольку этот показатель в Индии и Китае вряд ли будет падать, у России отличные шансы быстро начать догонять своих коллег.
Конечно, однозначности на рынках не бывает. Мировая экономика, в большой степени определяемая избытком эмитированного капитала и давлением госдолга США, постепенно двигается в сторону 5—7%-ной инфляции. Скоро начнется процесс сближения показателей доходности по прибыли акций и облигаций. В ходе начавшегося роста рынка акций дисконт акций к облигациям уже начал сокращаться. Стоимость акций и дальше будет расти, а стоимость облигаций падать за счет инфляционных ожиданий.
Но какой процесс будет доминировать? Может ли процесс роста ставок заставить акции дешеветь? Вряд ли: доходы компаний растут быстрее ожидаемых 5% инфляции, компенсируя рост требуемой доходности. Скорее значения P/E «подтянутся» — для России это означает возможный двукратный рост индекса при текущих уровнях прибыли компаний.
В отличие от кометы нынешнее явление предвещает не несчастья, а доходы. Чтобы их получить, надо успеть войти в рынок. Опоздавшие, как правило, дают заработать тем, кто успел купить акции раньше, и теряют деньги в волне очередного кризиса, который случится намного раньше следующего возвращения кометы Галлея.
Андрей МОВЧАН