Первая оценка ЦБ платежного баланса по итогам 2010 года оказалась довольно пессимистичной. Отток капитала в декабре составил порядка $7 млрд, по итогам года — $30,5 млрд при прогнозе ЦБ в $22 млрд, несмотря на высокие денежные объемы экспорта, импорт растет быстрее, в том числе — нелегальный. Впрочем, существенной проблемой происходящее может стать лишь при снижении цен на нефть — пока же она продолжает дорожать.
13 января Банк России опубликовал первую оценку состояния платежного баланса РФ по итогам 2010 года. Напомним, данные платежного баланса за IV квартал 2010 года являются определяющими для оценки угроз устойчивости рубля в среднесрочной перспективе — с осени 2010 года отток по капитальному счету и нестабильность на валютном рынке существенно усилились, несмотря на достаточно высокие цены на нефть и сильный профицит торгового баланса. Глава ЦБ Сергей Игнатьев и первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев признавали в октябре-декабре 2010 года, что Банк России не может однозначно указать на причины ускорения оттока по капитальному счету, его характер менялся в конце 2010 года. Прогноз ЦБ оттока по капитальному счету по году составлял $22 млрд, в декабре ЦБ оценивал отток января-ноября 2011 года в $23 млрд, а в декабре господин Улюкаев говорил о признаках прекращения оттока (они подтверждались данными ЦБ о прекращении снижения объемов международных резервов) и о том, что по итогам года отток может составить порядка $25 млрд плюс-минус $5 млрд.
Наиболее интересными были данные о декабрьском оттоке: обычной практикой на развивающихся рынках является закрытие ряда проектов к концу года и выход из ряда финансовых инструментов. Утром 13 января ЦБ опубликовал данные о динамике международных резервов РФ на 7 января: с учетом переоценки валют, следов оттока в них не наблюдалось. Днем же ЦБ опубликовал первую годовую оценку платежного баланса и ввоза-вывоза капитала частным сектором: она оказалась чуть хуже, чем ожидания ЦБ, отток по капитальному счету составил по году $30,5 млрд, из них отток IV квартала — $21,4 млрд, декабрьский отток, таким образом, составлял около $7 млрд.
Счет текущих операций по итогам года, впрочем, был профицитным и существенно выше, чем в 2009 году — $72,6 млрд против $49,4 млрд год назад. Годовой импорт, впрочем, в итоге по году рос существенно быстрее экспорта, и эта тенденция лишь усилилась в декабре. Существенно ухудшился по итогам года баланс услуг: отрицательное сальдо торговли услугами РФ составило $27,3 млрд против $19,9 млрд в прошлом году. Наконец, год завершился и большим, чем в 2009 году, «теневым» оттоком капитала. Несвоевременно возвращенная в РФ валютная выручка составила $28,9 млрд (в 2009 году — $27,1 млрд), «чистые пропуски и ошибки» платежного баланса — $5,4 млрд (в 2009 году — $1,7 млрд). Косвенно эти цифры показывают рост объемов «серого» импорта в РФ на том же уровне, что и официальный — или же резкий рост объемов нелегального экспорта капитала из РФ.
Впрочем, ускорился и официальный вывоз капитала из РФ: из статистики ЦБ следует, что по итогам 2010 года он составил $38,3 млрд (что, отметим, вполне соответствует годовому сокращению резервов на $36,8 млрд), причем банки обеспечили ввоз капитала на $11,4 млрд, прочие сектора (преимущественно промышленность и торговля) вывезли за пределы РФ $49,7 млрд, в IV квартале — $18,1 млрд. С точки зрения экспорта капитала IV квартал был весьма неудачным: хотя пока оснований предполагать продолжение оттока капитала и в I квартале 2011 года нет, все негативные тенденции в конце года лишь усилились. Впрочем, рост цен на нефть в начале 2011 года пока обещает сгладить большую часть проблем по крайней мере в I полугодии — в IV квартале 2010 года профицит торгового баланса составлял $34,3 млрд, при сохранении нынешних трендов или даже при устойчивой цене нефти на уровне $90 он должен существенно вырасти. Пока же ЦБ приходится бороться не с ослаблением рубля, а с его укреплением: игроки на валютном рынке утверждают, что с 11 января ЦБ возобновил рублевые интервенции, несколько «притормозив» укрепление рубля к бивалютной корзине.
Дмитрий БУТРИН