Сбербанк планирует потратить на многомиллиардное размещение акций беспрецедентно мало — всего 280 млн руб. Экономию средств во многом обеспечили букраннеры, согласившиеся ради повышения позиции в рейтингах инвестиционных банков и престижа работать почти бесплатно.
Сбербанк — крупнейший банк Восточной Европы. В 2006 г. чистая прибыль составила 89,3 млрд руб., капитал — 348,7 млрд руб., кредитный портфель — 2,7 трлн руб., объем вкладов — 2 трлн руб. Максимальный объем акций, который Сбербанк может продать в ходе текущего размещения, — 3,5 млн штук. Вчера этот пакет стоил на ММВБ 319 млрд руб. Прием заявок от инвесторов начался 30 января и завершится 18 февраля. Букраннерами размещения назначены J. P. Morgan и Credit Suisse.
Публичные размещения — одна из основных статей доходов инвестиционных банков. По словам топ-менеджера западного инвестбанка, комиссия организаторов обычно превышает 1,5%. В прошлом году российские компании вывели на биржу акций почти на $18 млрд.
Не все эмитенты подробно отчитываются о комиссиях консультантов, букраннеров и андеррайтеров, но траты эти отнюдь не символические. Например, в документах «Роснефти», копия которых есть у «Ведомостей», указано, что организаторы IPO объемом $10,6 млрд заработали $138 млн (1,3%).
За IPO «Ситроникса» объемом $402 млн, прошедшее на этой неделе, банки-организаторы получили, по данным самой компании, $14 млн (3,5% от объема размещения).
В проспекте эмиссии Сбербанка указано, что расходы на ее проведение не превысят 280 млн руб. По словам топ-менеджера банка, в эту сумму включены абсолютно все расходы, не предусмотренные в годовом бюджете, включая дополнительно оплачиваемую рекламу, расходы на юристов и максимальную комиссию букраннеров.
По словам члена наблюдательного совета Сбербанка, расходы на рекламу и юристов составят 30—50 млн руб. «Комиссии букраннеров существенно меньше 280 млн руб., — утверждает источник в Сбербанке. — Более того, были даже те, кто хотел участвовать в нашем размещении вообще бесплатно».
Два источника, близких к размещению, подтвердили информацию, что были нулевые заявки, и то, что J. P. Morgan и Credit Suisse вместе получат не больше 250 млн руб. Даже если на комиссию букраннерам Сбербанка пошли бы все эти деньги, они получат всего 0,08% от объема размещения.
У столь низкой комиссии несколько причин, объясняет источник, близкий к размещению: «Сбербанк — компания с долгой рыночной историей, у нее нет никаких рисков, связанных с ЮКОСом [как у «Роснефти"], размещение идет только в России и по местным законам, а значит, никаких роад-шоу, отчетов аналитиков и дорогого маркетинга».
«Букраннеры вообще не будут выкупать на себя часть размещения, т. е. не будут андеррайтерами, и не берут никаких обязательств по дальнейшему поддержанию котировок», — добавляет член наблюдательного совета «Сбера».
«По сути, сама компания проводит IPO и управляет книгой, это не классическое размещение», — считает топ-менеджер крупного инвестбанка.
На другую причину сверхнизкой комиссии указывают многие инвестбанкиры. «Все хотят работать с первыми номерами рейтингов Dealogic и Thomson Financial, зачем нанимать седьмого или десятого? — объясняет источник, близкий к сбору заявок. — Ради этого на такой крупной сделке можно пойти на многое». По его мнению, нулевую комиссию предложили те банки, которые не успели вовремя выйти на рынок размещений: «Затраты в ходе размещения с лихвой окупились бы престижем. Вы проводите одну громкую сделку, о вас услышат, вы снижаете цену второй раз — и вот банк уже в обойме».
По данным Dealogic, в прошлом году лидером среди инвестбанков по объему сделок с акциями (сюда включаются все размещения, в том числе вторичные) стал Deutsche UFG — $2,2 млрд, а J. P. Morgan и Credit Suisse в рэнкинге Dealogic заняли шестое и пятое места соответственно.
«Им [букраннерам] до лампочки комиссии — была бы возможность, так еще бы и доплатили Сбербанку, здесь главное — это место в турнирной таблице», — уверен партнер крупного инвестбанка. У менеджмента тоже сложилось ощущение, что инвестбанки готовы были и доплатить ради участия в размещении, признается источник в Сбербанке.
По словам западного банкира, конкуренция среди инвестбанков сейчас настолько сильна, что первое место в рэнкингах приобретает очень важное значение. «Деньги деньгами, но Сбербанк — это уникальный объект в мировом масштабе, участие в таком размещении чересчур престижно, чтобы думать о заработках», — считает руководитель российского представительства западного банка.
От комментариев в банках-букраннерах отказались.
Андрей ПАНОВ