Центральный банк защищается от попыток вмешательства правительства в практику реализации закона #115 «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». Вчера перед вторым чтением в Госдуме отозван ряд поправок в закон, требующий от ЦБ согласовывать действующие правила реализации закона #115 c Росфинмониторингом,— их рекомендовала отозвать администрация президента. С коллегами из финансовой разведки ЦБ будет согласовывать лишь новые правила надзора.
Напомним, поправки в ст. 7 закона #115 и в ст. 57 закона «О Центральном банке " приняты в первом чтении Госдумой 22 декабря 2006 года. Комитет Госдумы по банкам принял решение рекомендовать одобрить поправки в законы во втором и третьем чтении. Однако вчера часть поправок была на заседании комитета снята Владиславом Резником, который, собственно, и вносил их в Госдуму от своего имени. На заседании комитета замглавы управления ЦБ Елена Ищенко высказалась за необходимость их снятия. В итоге после короткой дискуссии проект поправок был одобрен — но в виде, лишающем Росфинмониторинг возможности реально влиять на уже действующие правила ЦБ.
Закон «О противодействии легализации», более известный на банковском рынке как «закон #115», дает ЦБ право самостоятельно определять тонкости его исполнения, в том числе требования по правилам внутреннего контроля, требования к кадрам и порядок предоставления информации в Росфинмониторинг. Первоначально поправки Владислава Резника предполагали, что с Росфинмониторингом с 2009 года ЦБ должен будет согласовать весь блок внутренних правил ЦБ по противодействию «отмыванию». Но в конечном же виде сохранились лишь поправки, требующие взаимодействия ЦБ и Росфинмониторинга, в самом законе #115 — права и обязанности ЦБ в итоге не изменятся.
Сам Владислав Резник объясняет отзыв своих поправок так. «Идея принятия закона возникла в прошлом году, когда ЦБ при приеме коммунальных платежей обязал граждан предъявлять паспорт, а Росфинмониторинг тогда же сказал, что можно упростить процедуру и паспорт не предъявлять. Тогда мы решили, что надо обязать ЦБ согласовывать свои нормативные акты с Росфинмониторингом, который при принятии решений руководствуется четкими основаниями и процедурами,— пояснил он.— В итоге ЦБ, посопротивлявшись, согласился, что будет согласовывать свои нормативные акты с Росфинмониторингом». Господин Резник пояснил, что снять поправки предложило Главное правовое управление администрации президента, впрочем, по его словам, оно и было реальным их инициатором. «Мы вообще хотели, чтобы все ранее принятые ЦБ нормативные акты были отправлены на согласование с Росфинмониторингом. Но это не получилось юридически»,— говорит он.
Так или иначе, ЦБ удалось достаточно отстоять свое право сохранять уже действующие «антиотмывочные» нормы — согласование будет действовать только для новых норм. Напомним, проект поправок еще неделю назад поддержали и зампред банковского комитета Анатолий Аксаков, и глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Последний вообще заявил Ъ: «Росфинмониторинг должен быть главным игроком на этом поле. Это создаст некоторые проблемы для ЦБ, но не думаю, что значительные».
Источник Ъ на рынке, близкий к администрации президента, вчера предположил, что в разгар конфликтов, связанных с банковским надзором (в том числе и в связи с «письмами Алексея Френкеля»), в администрации президента решили не вступать в прямой конфликт с руководством ЦБ, настаивающем на том, что практику банковского надзора Банк России как независимый от правительства орган власти формирует самостоятельно. Отметим, большая часть правил банковского надзора по закону #115 ЦБ уже сформирована.
Дмитрий БУТРИН