Японская корпорация Mitsui & Co приобрела 14,9% компании Qiwi Ltd, управляющей одноименной платежной системой. Сумма сделки не разглашается. Как заявляет Mitsui, с помощью Qiwi корпорация планирует стать участником рынка платежных терминалов и электронных платежей. Ее стратегия — ускорение глобальной экспансии на потребрынке, а приоритетные для компании регионы — страны BRIC, Индонезия и Мексика.
Еще два года назад новость о партнерстве Qiwi с крупным западным игроком многих бы сильно удивила. Российский рынок платежных терминалов, лидером которого является Qiwi, настолько самобытен, что мог заинтересовать только локальных инвесторов — да и то не стратегических. На Западе такое явление, как платежные терминалы самообслуживания, практически отсутствует. Когда появились технологии, сделавшие терминальную розницу возможной, в США, Европе и развитой Азиии уже существовала развернутая сеть банкоматов и практика «пластиковых платежей». В России терминал стал заменителем «пластика» на массовом рынке. И уже сам этот факт позволял назвать рынок терминалов промежуточным: это еще не повсеместные безналичные расчеты, но в качестве кассира уже робот.
В какой-то момент терминальный рынок должен либо заметно эволюционировать, либо попросту исчезнуть. Логичным развитием событий могла бы стать покупка крупнейших терминальных сетей российскими банками: сети платежей они пытаются развивать и сами, а контролировать эволюцию российского cash-in разумнее, чем наблюдать за ней со стороны. Как это уже было не раз, логику некоторым образом нарушил Юрий Мильнер: в 2008 году его Digital Sky Technologies стал крупным акционером терминальной компании: до декабря Mail.ru Group принадлежало 25% Qiwi Ltd (теперь, после сделки с Mitsui — 21,4%).
Неизвестно, сильно ли повлиял приход Мильнера на стратегию Qiwi, но компания в последние годы проявила чудеса стратегического менеджмента. Она не стала зацикливаться на терминалах, а начала активно развивать собственную систему электронных денег QIWI «Кошелек». В октябре же прошлого года Qiwi стала 100-процентным собственником финансово-кредитной организации, купив «1-ый Процессинговый банк». Все эти шаги — управляемая эволюция терминального рынка. Электронные платежи — бизнес, который будет развиваться даже при постепенном падении сегмента cash-in. А поскольку большая часть платежей через терминалы (переводы, погашение кредитов, продажа виртуальных карт, платежи в пользу государства, оплата услуг ЖКХ) предполагает активное взаимодействие с банками, собственная финансовая структура точно не помешает.
Тогда же Qiwi впервые раскрыла финансовую отчетность. Ее оборот в 2009 г. составил 334,4 млрд руб., EBITDA — 785 млн руб., а чистая прибыль — 467 млн руб. По сравнению с 2008 г. выручка компании выросла почти в полтора раза, EBITDA — в 2,8 раза, а прибыль в 2009 г. — почти в 25 раз. Продолжает расти и сам рынок терминальных платежей. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), даже в кризисный 2009 год его оборот увеличился на 21%, с 536 млрд до 649 млрд руб.
Но, несмотря на управленческие успехи и сохраняющийся спрос, позиции крупнейшего игрока на рынке терминалов теперь ограничены регулятивными рисками. Во-первых, это необходимость устанавливать на терминалы фискальные регистраторы (требование закона «О платежных агентах», действующего с 1 апреля 2010 г.); как следствие, растут ставки аренды, что снижает рентабельность. Часть рисков связаны с подготовкой национальной платежной системы. Так, Минфин предусматривает ограничение доступа платежных систем к эмиссии электронных денег (для этого нужна лицензия кредитной организации). Наконец, есть риски непредсказуемые, связанные с административным волюнтаризмом: как, например, массовый снос терминалов вместе с киосками и павильонами в Москве.
Казалось бы, регулятивные риски — это то, чего иностранный инвестор должен бояться на российском рынке больше всего. Как можно вкладываться в бизнес, который завтра могут «ополовинить» очередным законом? А угрозы остаются: законодательство все еще очень зыбкое. Но, судя по всему, Mitsui & Co не очень интересен российский рынок Qiwi (вообще в России сфера ее деятельности связана главным образом с энергетическими активами). Более того, диверсификация бизнеса, которую Qiwi активно проводила в последние годы, очевидно, не была для японской компании аргументом, определившим решение о партнерстве. Mitsui & Co интересует Qiwi как центр компетенции по развертыванию сетей терминалов на большой территории в развивающихся странах — то есть там, где, как и в России, есть условия для формирования «промежуточного» платежного рынка.
Qiwi для Mitsui & Co — настоящая находка. Российская компания сама давно заявляет о своих интересах к рынкам Перу, Вьетнама, Анголы, Бразилии и Мексики и даже уже частично работает в Болгарии, Румынии, Китае, Малайзии и ЮАР. Qiwi — даже в большей степени IT-компания с интересной бизнес-моделью, чем финансовый оператор.
Налаженные взаимодействия с производителями терминалов, четко прописанная схема отношений с агентами, понятное предложение для малого бизнеса — это все не сложно перенести туда, где на месте кассира еще не появился полноценный банкомат и развитые системы электронных платежей. У Mitsui & Co, которая, помимо всего прочего, занимается и финансовыми услугами, было несколько опытов экспансии на рынки Бразилии и Китая, но все они признаны неудачными. Японцы попали в типичную для такого уровня компаний ловушку. Высокотехнологический японский бизнес не смог понизить планку: предложить потребителям понятную и интуитивно близкую им услугу.
Если же посмотреть, как, например, развивается в Индонезии (в одном из приоритетных для Mitsui регионов) микрокредитование, можно понять, что терминальная оплата при правильно организации процесса получит там невероятную популярность, которая не снилась Qiwi даже в России. Так специфический русский бизнес имеет все шансы окончательно стать родным в Южной Америке, Азии, а затем и в Африке.
Михаил ЗАБЕЛЬСКИЙ