Вчера стало известно, что в Москве по обвинению в мошенничестве арестован бывший председатель правления КБ «Международный банк развития» Рустам Клеблеев. Арест экс-банкира был произведен в рамках уголовного дела о попытке рейдерского захвата офисного здания, принадлежащего бизнесмену Борису Давлетьярову, который также является основным владельцем и председателем совета директоров банка, где когда-то работал господин Клеблеев.
Рустам Клеблеев был задержан сотрудниками милиции еще накануне новогодних праздников, 29 декабря, в своем коттедже в элитном поселке «Лион» на Рублевском шоссе. На следующий день Тверской суд Москвы принял решение о его аресте в рамках уголовного дела о попытке рейдерского захвата офисного здания на улице Рочдельской в центре Москвы.
Как сообщили «Ъ» в главном следственном управлении (ГСУ) при ГУВД Москвы, это уголовное дело было возбуждено еще в мае 2010 года. Тогда в ГСУ обратились представители бизнесмена Бориса Давлетьярова. Они сообщили, что
Борис Давлетьяров родился 2 января 1965 года. После окончания института (окончил мединститут, а затем получил экономическое образование) работал в больнице, затем занялся бизнесом. Основным его активом до 2000-х годов был инвестиционно-строительный «АФБ Холдинг». С 2002 года является председателем совета директоров Международного банка развития. Кроме того, господин Давлетьяров является соучредителем около десятка фирм в различных сферах бизнеса, например Белгородского завода полимерных материалов, московского ресторана итальянской кухни «Палаццо Дукале», ООО «Стройнефтегаз Альянс», ООО «Вилтон и К» (жилищное строительство), ЗАО «Первая промышленная страховая компания». Также упоминался в СМИ как владелец компании Hotchya Shipyard, производящей яхты на мощностях архангельской судоверфи «Звездочка».
В ходе оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сыщиками департамента экономической безопасности МВД РФ, было установлено, что здание пытаются продать люди, которые не имеют к нему никакого отношения. По версии следствия, здание пыталась продать организованная группа рейдеров, в состав которой входили бывшие сотрудники правоохранительных органов, столичные чиновники правительства, юристы и риэлторы. На основании материалов, собранных оперативниками, следователь ГСУ возбудил уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).
Для задержания подозреваемых была разработана оперативная комбинация. Сыщики, выступив в роли покупателей, провели с продавцами переговоры, которые фиксировались скрытой камерой. После чего 4 июня 2010 года подозреваемых задержали с поличным при передаче аванса в размере $200 тыс. в одном из московских бизнес-центров. Задержанными оказались заместитель начальника отдела по обработке служебной корреспонденции управления координации комплекса экономической политики Москвы Сергей Греков и московский риэлтор Тимур Арчаков. Им было предъявлено обвинение в покушении на мошенничество в особо крупном размере, а решением Тверского суда Москвы они были арестованы. Позднее Тимур Арчаков заключил так называемое досудебное соглашение о сотрудничестве (сделка с правосудием), в рамках которой дал признательные показания, а также рассказал о роли каждого из участников преступления. Следствие сочло возможным отпустить его под подписку о невыезде и надлежащем поведении. На основании показаний господина Арчакова были задержаны или объявлены в розыск и другие участники группировки.
Как рассказали «Ъ» в ГСУ, Рустам Клеблеев попал в поле зрения следствия позднее, когда члены оперативно-следственной группы задались вопросом, откуда у рейдеров оказались документы на здание. Как выяснилось, в 2009 году из Международного банка развития, основным акционером которого является Борис Давлетьяров, был уволен его председатель правления Рустам Клеблеев: внутренний аудит банка заподозрил его в непрофессионализме и нечистоплотности.
Пор версии следствия, именно господин Клеблеев, желая отомстить бывшему работодателю, предложил рейдерам схему мошенничества со зданием, он же предоставил и необходимые документы, которыми незаконно завладел, еще работая в банке.
По словам следователей, эпизод с попыткой продажи офисного центра не единственное преступное деяние Рустама Клеблеева. Помимо попытки рейдерского захвата экс-банкир подозревается в хищении крупных сумм из банка путем выдачи ничем не обеспеченных невозвратных кредитов, выводе активов и даже в банальной растрате.
«Рустам Клеблеев на посту председателя правления нанес нашему банку существенный ущерб,— сообщил вчера «Ъ» член совета директоров банка Александр Коликов — В настоящий момент ситуация уже полностью исправлена за счет средств акционеров, но в момент, когда все вскрылось, положение было очень серьезным. Речь шла о невозвратных кредитах на сотни миллионов рублей».
Александр ЖЕГЛОВ