Центробанк обеспокоен слишком быстрым ростом вкладов населения в банках и тем, что подчас люди несут деньги в неблагонадежные кредитные организации, признал вчера в беседе с журналистами первый заместитель председателя Банка России Геннадий Меликьян.
В конце прошлого года, сообщил он, ЦБ уже напомнил банкирам, что по-прежнему будет отслеживать слишком рискованную политику банков по привлечению сбережений населения.
В прошлом году вклады выросли больше чем на 30 процентов. Но при этом граждане нередко не задумываются, в каком именно банке они открывают депозит, уповая на то, что все вклады до 700 тысяч рублей застрахованы государством. Но бывает так, что кредитные организации вкладывают привлеченные средства в «дутые» активы или векселя, уводят их «на сторону». А потом за таких горе-банкиров расплачивается государство. Действующая система страхования вкладов в каком-то смысле развратила граждан, признал Меликьян.
Среди некоторых экспертов и чиновников, как стало известно «РГ», даже обсуждалась идея ограничить страховое возмещение. Например, при очередном увеличении госгарантий по вкладам выплачивать не всю сумму полностью, а только 90 процентов. Правда, пока, утверждают информированные источники, всерьез к этой идее все-таки не подступились.
Вчера Меликьян рассказал лишь о том, как именно будет действовать ЦБ, чтобы оградить и население, и сами банки от ненужных рисков. При этом у Банка России нет задачи сделать так, чтобы банки не привлекали вклады, пояснил Меликьян. Но проблема заключается в том, что деньги не трансформируются в инвестиции, говорит он. Слишком агрессивная политика на рынке вкладов, по словам Меликьяна, является для ЦБ своеобразным «светофором», который вынуждает обратить внимание на качество активов. Часто вклады быстро наращивают как раз те кредитные организации, у которых качество активов отвратительное, не скрывает Меликьян. Действуют банкиры по-разному: это может быть как завышение ставок по депозитам, так и проведение всяческих рекламных акций, розыгрыш призов. Для начала с представителями банков, ведущих слишком агрессивную политику, проводят воспитательную беседу. И рекомендуют им ввести самоограничения на привлечение вкладов. Если же это не помогает, у ЦБ есть право наложить ограничения на некоторые операции банков, в том числе по привлечению вкладов, напомнил Меликьян. Правда, дал он понять, что к таким строгим мерам ЦБ прибегает все же нечасто. Статистику, которая показывала бы, какое количество вкладов привлечено сомнительными банками или сколько кредитных организаций проводит рискованную политику, Меликьян приводить не стал.
Между тем, внимание ЦБ привлекли и вложения банков в векселя. В прошлом году они выросли на 41 процент. Но при этом у ЦБ есть подозрение, что некоторые банки учитывают фиктивные векселя. Такие ценные бумаги выпускаются, по образному выражению Меликьяна, фирмами-живопырками — то есть компаниями, практически не обладающими реальными активами и капиталом. И, тем не менее, одни обещают выплатить обладателям ценных бумаг по 500—600 миллионов рублей. Нередко продажей таких векселей всего за несколько десятков долларов занимаются целые структуры. Или же бывают другие случаи: один и тот же вексель учитывается на балансе сразу нескольких банков. То есть на выплату денег по одной и той же ценной бумаге претендует несколько держателей. Такие векселя называются зеркальными или векселями-клонами. ЦБ, рассказал Меликьян, уже провел анализ по зеркальным векселям в Москве. А чтобы поставить заслон на пути подобных махинаций, ЦБ намерен прописать процедуру, по которой обяжет банки доказывать достоверность таких ценных бумаг. Этот порядок, говорит Меликьян, появится довольно скоро. Если доказательства о достоверности не будут предъявлены, кредитную организацию обяжут уменьшить на сумму подозрительного векселя капитал или создать под него дополнительные резервы. Как только банки почувствуют усиленно внимание ЦБ к подобным действиям, количество таких операций сократится, надеется Меликьян.
Для борьбы с махинаторами будут вноситься и новые требования к капиталу банков. В стратегии развития банковского сектора планку по минимальному капиталу банков намерены поднять с нынешних 90 миллионов рублей (с 2012 года — 180 миллионов рублей) до 300 миллионов, рассказал Меликьян. Заметим, что в последней версии проекта стратегии порог увеличения капитала указан не был. Разные точки зрения по этому поводу существовали даже внутри самого Центробанка. Этот вопрос каждый раз болезненно воспринимается банковским сообществом. Но теперь, похоже, ЦБ и Минфин все-таки решились назвать сумму минимального капитала. «Мы должны сделать так, чтобы выручка от «грязных» операций была меньше, чем от продажи банка», — пояснил логику решения Меликьян. В таком случае собственники банков будут заинтересованы в сохранении лицензии и станут больше дорожить своим бизнесом. Сейчас капиталом менее 180 миллионов рублей обладают около 200 банков, говорит Меликьян. То есть примерно пятая часть кредитных организаций России.
Что касается ставки рефинансирования ЦБ, то, по мнению Меликьяна, надо осторожно подходить к вопросу ее повышения. Обсудить эту тему, по его словам, планируется в конце января на очередном заседании совета директоров Банка России. Напомним, что, начиная с весны 2009 года, ЦБ планомерно снижал ставку рефинансирования. Но в конце прошлого года этот процесс был прерван
Елена КУКОЛ