В этом году первому российскому платежному терминалу исполняется 10 лет. Этот самый терминал я встретил в 2001 г. на одной из отраслевых связистских выставок. На скромном (по сравнению с производителями телефонов и сотовыми операторами) стенде группа молодых людей копошилась вокруг железного ящика с дисплеем. «Что это?», — поинтересовался я.
«Это — аппарат для приема наличных. Через него можно оплачивать мобильный телефон и интернет», — объяснил мне один из них. И протянул визитную карточку с логотипом «Элекснета».Мой редактор долго не мог понять, о чем я собираюсь писать заметку в газету. Идея описывать платежный терминал показалась ему крамольной. «Вздор какой-то, — возмущался он. — Зачем нужны эти ящики, когда карточки продаются на каждом шагу, а плату за телефон принимают в салонах сотовой связи!». Редактора можно было понять.
Дистрибуторы карточек, ворочавшие миллиардами, относились к терминалам откровенно наплевательски. Совать деньги в бездушный железный ящик решится не каждая домохозяйка, к тому же вряд ли она поймет, как обращаться со «сложным» интерфейсом, рассуждали они. При этом «карточники» напирали на то, что установить и подключить терминалы можно далеко не везде — сделать это, по их словам, было сложнее, чем рассовать карточки по ларькам.
За 10 лет терминалы стали частью городского ландшафта. Отчасти даже назойливой частью. Осенью прошлого года, незадолго перед тем, как московские власти начали борьбу с ларьками и терминалами, «гуляющими сами по себе», на небольшом пятачке перед метро «Красносельская» я насчитал сразу семь таких устройств. Характерно, что «природные враги» этой «популяции» — банкиры и чиновники — ничего не смогли с ней поделать. Даже обязательное оснащение терминалов фискальными регистраторами с 1 апреля 2010 г. не насело их армии заметного урона, а лишь привела к их некоторому перераспределению в пользу банков.Между тем, «убийцы» терминалов уже на подходе.
По России медленно, со скрипом, но все же распространяется интернет-банкинг. Пока что его потенциальных пользователей отталкивает видимая сложность сервиса и небезопасность транзакций (зачастую также надуманная). Но большинство отважившихся платить через интернет продолжает пользоваться услугой — идти к терминалу или в банк им просто лень. Тем более, что владельцы терминалов поддерживают конкурентов своей жадностью. Лично я считаю, что платить за
Еще одна группа претендентов на «экологическую нишу» терминалов — сотовые операторы. Услугу микроплатежей с мобильных телефонов они пропагандируют не первый год. Успехи операторов в сегменте платежей пока практически незаметны, но если этот сервис все же выстрелит, жизнь владельцев терминалов наверняка усложнится. Разделят ли терминалы судьбу платежных карточек, практически исчезнувших из московских торговых точек, или их хозяева каким-то хитрым способом переформатируют бизнес, мы, возможно, узнаем совсем скоро.
Валерий КОДАЧИГОВ