Новое правительство Казахстана обнародовало цифры экономического роста в стране в 2006 году — 10,6% ВВП — и экономическую программу на текущий год. Темпы роста в Казахстане неизбежно сократятся до 8—9%, а избавляться от сырьевой зависимости новый премьер Казахстана Карим Масимов в числе прочего намерен превращением Алма-Аты в региональный финансовый центр, конкурирующий с Москвой.
На прошлой неделе назначенное 10 января новое правительство Казахстана во главе с господином Масимовым обнародовало свою первую экономическую программу на ближайшее время. Напомним, в прошлом правительстве Даниала Ахметова Карим Масимов занимал должность вице-премьера и отвечал, по словам президента страны Нурсултана Назарбаева, за «разработку и реализацию экономической стратегии». Цифра экономического роста, оглашенная правительством Казахстана на прошлой неделе (10,6% ВВП — один из лучших показателей на всем постсоветском пространстве), во многом определена стараниями господина Масимова, и, по сути, программа объясняет то, как Карим Масимов намерен поддерживать экономику Казахстана в этом состоянии и дальше.
Во многом программа Карима Масимова, представленная местному парламенту, дублирует программу Даниала Ахметова на 2006—2008 годы. Однако в ней упоминаются новые проблемы, с которыми приходится сталкиваться экономике Казахстана. Так, проблемы с инфляцией в стране несколько более серьезны, чем в России,— ее уровень за 2006 год составил 8,6%, на 1% превысив среднегодовой показатель 2005 года (7,6%). Среди ключевых факторов роста инфляции отмечаются высокая ликвидность банковской системы, рост доходов населения, значительные темпы роста расходов госбюджета — и «импорт инфляции» из соседних стран.
Еще одной проблемой, как и в России, является медленная диверсификация экономики. По сути, Казахстан стал заложником собственной экономической политики, реализованной через частно-государственное партнерство крупнейших банков — «Тураналема», Казкоммерцбанка, Народного банк Казахстана, Альянс-банка, АТФ-банка — и государства. «Банки второго уровня не стремятся финансировать проекты обрабатывающей промышленности»,— констатируется в докладе, в котором господин Масимов также отмечает, что весь рост в обрабатывающей промышленности достигнут за счет спроса на внутреннем рынке — экспорта высокого передела почти нет.
Впрочем, институциональным реформам в докладе практически не уделено внимания — авторы его лишь обещают «совершенствовать методы госрегулирования экономики с акцентом на уменьшение бюрократического вмешательства в вопросы развития бизнеса». Зато особый акцент делается на развитие финансового сектора страны.
Так, новое правительство не намерено отказываться от идеи создания регионального финансового центра в Алма-Ате. Карим Масимов считает, что Алма-Ата как инвестиционный центр может выигрывать и в Центральной Азии, и во всем СНГ, где ее конкурентом является Москва и Россия в целом, как наиболее ликвидный валютный рынок, как центр привлечения инвестиций в региональный бизнес, в том числе через IPO, через развитие страхового бизнеса и пенсионных фондов. Отметим, эта часть программы правительства Казахстана ориентирована в основном на рынки, в которых отмечаются проблемы с госрегулированием в России.
Отметим, в отличие от России правительство Казахстана уже вовсю говорит об опасности «перегрева» местной экономики. Впрочем, темпы роста предполагается снизить — согласно докладу господина Масимова, реальный среднегодовой прирост ВВП Казахстана в 2007—2009 годах составит 7,5—8%, что, как предполагает премьер, позволит решить «стратегическую задачу по удвоению ВВП» с 2000 года через два года.
Что же касается нефти, которая остается главным источником благосостояния страны, то развитию нефтегазового сектора правительство Казахстана уделяет не так много внимания. Зато заявлено, что доля использования альтернативных источников энергии в Казахстане должна возрасти к 2010 году на 40%.
Александр СИДОРЕНКО, Астана