Россия и Китай были в ноябре самыми активными продавцами казначейских векселей и облигаций, свидетельствуют данные минфина США. Объем его бумаг, принадлежащих России, сократился на $9,4 млрд до $122,5 млрд. Нетто-продажи долгосрочных облигаций Россией составили $7,1 млрд (продано бумаг на $9,875 млрд, куплено — на $2,759 млрд). Это максимум с 1994 г., когда минфин США начал собирать данные о нетто-продажах.
Время для сделки ЦБ выбрал очень удачно. Федеральная резервная система США (ФРС) 3 ноября объявила второй раунд «количественного смягчения», предполагающий в течение восьми месяцев выкуп гособлигаций на $600 млрд. Решение ФРС было воспринято неоднозначно, многие аналитики опасались, что оно может стимулировать инфляцию и еще больше обесценить бумажные деньги в результате безостановочной работы печатного станка. В результате цены американских гособлигаций пошли вниз, а доходности — вверх. В начале ноября 10-летние бумаги стоили 128% от номинала, а их доходность была на уровне 2,6% годовых, вчера — 120,24 и 3,35% соответственно. Таким образом, цены снизились примерно на 6%, т. е. за это время $7-миллиардный пакет подешевел бы примерно на $440 млн.
В ноябре был хороший момент для фиксации прибыли по казначейским облигациям, согласен председатель совета директоров «Арбат капитала» Алексей Голубович: «Мы сами их продавали».
Китай в ноябре сократил вложения в американские бонды на $11,2 млрд до $895,6 млрд. Для Китая сделка на $10 млрд — это всего 1% портфеля казначейских бондов, поэтому его действия — это скорее активное управление портфелем, ведь у Китая нет дефицита бюджета и ему вряд ли были нужны деньги, рассуждает Голубович, а вот продажа бумаг Россией, по его мнению, «могла быть связана с тем, что в конце года ожидался бюджетный дефицит более чем в $50 млрд и ей были просто нужны деньги».
Получить комментарии в ЦБ не удалось.
В ноябре ЦБ также начал пробные операции по покупке в резервы канадского доллара, хотя его доля, по словам представителей банка, в конечном итоге будет менее 2% (около $10 млрд исходя из текущего размера резервов).
Достигнув в середине декабря 3,56%, доходность 10-летних казначейских бондов стабилизировалась в диапазоне 3,3—3,5%. Некоторые эксперты объясняли ноябрьские продажи тем, что Китай начал сокращать долю этих бумаг в резервах, «но это вовсе не говорит о начале какого-то тренда», считает Ричард Гилхули, стратегический аналитик TD Securities. Доходности долгосрочных облигаций могут еще долго оставаться на нынешних уровнях, отмечает Дэвид Фуллер, издатель инвестиционного бюллетеня Fullermoney. Но рано или поздно они вернутся на более нормальный уровень в 5—6%, ведь длившийся около 30 лет «бычий» тренд на рынке казначейских облигаций заканчивается, уверен он: в начале 1980-х гг. их доходность была около 15% годовых, на дне — около 2%.
Михаил ОВЕРЧЕНКО